ВАСИЛЬЕВ Артур Дмитриевич
Живописец.
Родился 5 января 1953 года в селе Соттинцы Усть-Алданского района Якутской АССР. Живет и работает в Якутске.
Член-корреспондент Российской академии художеств (Отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток, с 1997)
Народный художник Республики Саха-Якутия (2003)
Член Союза художников СССР, России (1985)
Образование: Дальневосточный педагогический институт искусств (1983), мастерская С.А.Литвинова; Творческая мастерская живописи Российской академии художеств в Красноярске (1992), под руководством действительного члена РАХ А.П.Левитина.
Автор более ста живописных и графических произведений в жанрах тематической картины, портрета и пейзажа. Основные живописные произведения: «Волейбол» (1987), «Мама» (1990), «Мой ангел» (1998), «Девочка с одуванчиками» (1999), «Несущие свет» (2000), «Паутина» (2000), «Нюргуяна у двери» (2002), Триптих «Разбитое зеркало» (2008), «Портрет народного артиста России, лауреата Государственной премии им. Ф.М. Шаляпина Ивана Степанова в роли Бориса Годунова» (2012), «Чайки. Портрет дочери» (2014).
Произведения находятся в собраниях Национального государственного художественного музея Республики Саха – Якутия (Якутск), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Томского областного художественного музея, а также в частных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы и ряда городов Финляндии.
Участник всесоюзных, республиканских, зональных выставок с 1983 года. Персональные выставки: Мирный (2002), Якутск (2003) и другие.
Педагогическая деятельность: преподаватель Якутского художественного училища (1983-1987, 1992-1994), Арктического Государственного института искусств и культуры (2000-2005, с 2012).
Общественная деятельность: член правления Якутского отделения Союза художников России (…г.).
Государственные и общественные награды: Почетная грамота Министерства культуры Российской Федерации (2007), знак отличия Республики Саха (Якутия) «Гражданская доблесть» (2011), золотая медаль Союза художников России (2011).
Награды РАХ: Золотая медаль Академии художеств СССР (1991).
Артур Васильев – художник из редчайшей породы всматривающихся. Благодаря этому качеству, он умеет примирять свой взгляд с реальностью, и, как это ни парадоксально, находить в этой реальности черты вечности и обыденности. И потому каждое появление работ Васильева на любой выставке всегда вызывает активное сопереживание зрителя, настраивая на интеллектуально-содержательный диалог.
Таково полотно «Несущие свет» впервые представленное в 2000 году, на выставке «Якутские питомцы Императорской Российской Академии художеств». Вводя зрителя в странный и одновременно реальный мир, картина сразу приковывает внимание выразительной трактовкой. Торжественна мелодика живописи. Решенная как бы в одном цветовом ключе, вблизи она радует глаз необычайно богатой тональностью, сиянием света «изнутри». Этот эффект достигается умелым использованием техники лессировочного письма. В изображенных стариках, держащих зажженные свечи – почти иератическая застылость. Значительность происходящего заключена в их спокойной самоуглубленности, умиротворенных и просветленных лицах. Они «проходят», смотря в неведомое, неся с собой свет. Эмоционально-активен только взгляд полуобернувшегося мальчика, что связывает его со зрителем, отстраняя от происходящего и объединяя с ним сопричастностью с несомым светом. Построенная на сопоставлении двух «возрастов» – детства и старости – картина условно дает философское истолкование смысла света, зажженного прожитой жизнью. «Несущие свет» – это, быть может, символы нашего пути, пути к самим себе, к своей непрерывающейся памяти, к корням, что трудно приживаются в каменистой породе и еще о многом разном.
Дать в нескольких словах определение, кто такой живописец Артур Васильев, весьма затруднительно. Один из ведущих представителей реалистического направления в искусстве республики – звучит несколько спорно, несмотря на то, что его творчество развивается преимущественно в традиционной системе. Как и любой художник, Васильев, прежде всего не только творец, но и философ, поэтому важны тут вовсе не слова и уж тем более не биографические сведения, а только непосредственно его произведения. Как творец Васильев сформировался в «эпоху перестройки», и его работы часто несут в себе миропонимание, переживаемое нашей культурой рубежа столетий. В среде якутских живописцев, он, пожалуй, как никто другой, сумел не только ощутить, но главное, передать в произведениях пульс своего времени, пройдя путь от сложных в своей простоте сюжетов, повествующих о внешне непримечательных жизненных ситуациях до картины-раздумья, обладающей многослойным подтекстом: «Кино на полевом стане». (1987), «Мама». (1999), «Паутина». (1999), «Сон». (1999), «Несущие свет». (2000), триптих «Разбитое зеркало». (1998-2005.). В этом его творчество символично для переживаемой исторической ситуации, и при этом отмечено внутренней свободой, интеллектуализмом в лучшем смысле этого слова, серьезным и глубоким самоанализом.
В течение длительного времени вынашивалась идея триптиха «Разбитое зеркало» (1998 - 2005), где художнику удалось создать весьма неожиданный, но цельный в стилевом и композиционном отношении мир картины. Авторские рамы, исполненные в виде старых наличников, вносят особую нюансировку в общее восприятие трехчастной картины. Художник как бы создает образ родного дома, уподобляя его незримому фасаду, в котором открываются «окна» - воспоминания о поколениях одной семьи. Лаконичная определенность тематической и цветовой подачи боковых частей триптиха направлена к центральной части «Амга» – спокойному умиротворенному речному пейзажу, усиливающему ощущение неспешного мерного движения жизненного круговорота, который художник уподобляет фотографии, выцветшие пятна которой как бы разъедают пространство изнутри. Герои триптиха - судьбы людей и река, исток которой в общем хоровом созидательном и непрерывном жизненном процессе всего народа.
Превосходный портретист, Артур Васильев умеет показать и раскрыть характер модели, не привлекая внешнюю атрибутику искусственно созданной атмосферы. В этом сложном жанре у автора нет общих мест и его герои настолько неповторимы в своей индивидуальности, что воображению порой легко дорисовать образ их жизни. Предельный лаконизм, умение конкретизировать - сильная черта портретного искусства Васильева. Его портреты – это своеобразные эстетические этюды, близкие к поэтическому реализму, при этом, надо отметить, что художнику особенно удаются детские, подкупающие обаянием и точным состоянием модели (Лана. 1996; Мой ангел. 1999 и др.). Следует сказать и о театральном портрете, как самостоятельном развивающемся жанре в творчестве А.Д. Васильева. Это, прежде всего, относится к портретам Владимира Заболоцкого в роли десятника из оперы «Борис Годунов» (2008) и роли шамана (2007) из оперы «Нюргун Боотур», где художник для каждого образа находит свою драматургию живописно-пластического языка, сосредотачивая внимание на выразительности и декоративной организованности холста.
Работая в разных видах станковой живописи, Васильев всегда стремится к активному поиску глубокой содержательности произведений. В этом его искусство не прерывает связи с российской классической традицией, при этом художник сохраняет ориентированность на национальные корни. Творчество Васильева всегда разнообразно, интеллектуально и содержательно. Художник никогда не повторяется, умея найти образ, соответствующий замыслу. Его картины зачастую пронзительны, подкупают простотой в умении передать высшее и сокровенное без внешней эффектности, но при этом они завораживающе колоритны.
Галина Сафронова, искусствовед.
версия для печати