ВАСИЛЬЕВ Артур Дмитриевич


ВАСИЛЬЕВ Артур Дмитриевич Живописец.
Родился 05.01.1953 г. в селе Соттинцы Усть-Алданского района Якутской АССР. Живет и работает в Якутске.

Член-корреспондент РАХ (отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток, 1998) , Народный художник Республики Саха-Якутия (2003).
Член Союза художников СССР, России, (1985).

Окончил Дальневосточный педагогический институт искусств (1983), мастерская С.А. Литвинова; творческую мастерскую живописи, Российской академии художеств в Красноярске под руководством действительного члена РАХ А.П. Левитина (1992).

Основные живописные произведения: «Мама» (1990), «Волейбол» (1987), «Мой ангел» (1998), «Девочка с одуванчиками» (1999), «Несущие свет» (2000), «Паутина» (2000), «Нюргуяна у двери» (2002), Триптих «Разбитое зеркало» (2008), «Портрет народного артиста России, лауреата  Государственной премии им. Ф.М. Шаляпина Ивана Степанова в роли Бориса Годунова» (2012), «Чайки. Портрет дочери» (2014). Автор более ста живописных и графических произведений в жанрах тематической картины, портрета и пейзажа.

Преподаватель Якутского художественного училища (1983 - 1987, 1992 - 1994), Арктического Государственного института искусств и культуры (2000 - 2005, 2012 - настоящее время). Член правления Якутского отделения Союза художников России.

Награжден Почетной грамотой Министерства культуры Российской  Федерации (2007), знаком отличия Республики Саха (Якутия) «Гражданская доблесть» (2011),  золотыми медалями Академии художеств СССР (1991) и Союза художников России (2011).
С 1983 – участник всесоюзных, республиканских, зональных выставок. Персональные выставки: в Мирном (2002) и Якутске (2003).

Произведения А.Д. Васильева хранятся в Национальном государственном художественном музее Республики Саха – Якутия(Якутск), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), Томском областном художественном музее, а также частных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы и ряда городов Финляндии.

 



АРТУР ВАСИЛЬЕВ – художник из редчайшей породы всматривающихся. Благодаря этому качеству, он умеет примирять свой взгляд с реальностью, и, как это ни парадоксально, находить в этой реальности черты вечности и обыденности.  И потому каждое появление работ Васильева на любой выставке всегда вызывает активное сопереживание зрителя, настраивая на интеллектуально-содержательный диалог.

Таково полотно «Несущие свет» впервые представленное в 2000 году,  на выставке «Якутские питомцы Императорской Российской Академии художеств».  Вводя зрителя в странный и одновременно реальный мир,  картина сразу приковывает внимание выразительной  трактовкой. Торжественна мелодика живописи. Решенная как бы в одном цветовом ключе, вблизи она радует глаз необычайно богатой тональностью, сиянием света «изнутри». Этот эффект достигается умелым использованием техники лессировочного письма. В изображенных стариках, держащих зажженные свечи – почти иератическая застылость. Значительность происходящего заключена в их спокойной самоуглубленности, умиротворенных и просветленных лицах. Они «проходят», смотря в неведомое, неся с собой свет. Эмоционально-активен только взгляд полуобернувшегося мальчика, что связывает его со зрителем, отстраняя от происходящего и объединяя с ним сопричастностью с несомым светом. Построенная на сопоставлении двух «возрастов» – детства и старости – картина условно дает философское истолкование смысла света, зажженного прожитой жизнью. «Несущие свет» – это, быть может, символы нашего пути, пути к самим себе, к своей непрерывающейся памяти, к корням, что трудно приживаются в каменистой породе и еще о многом разном.

Дать в нескольких словах определение, кто такой живописец Артур Васильев, весьма затруднительно. Один из ведущих представителей реалистического направления в искусстве республики – звучит несколько спорно, несмотря на то, что его творчество развивается преимущественно в традиционной системе. Как и любой художник, Васильев, прежде всего не только творец, но и философ, поэтому важны тут вовсе не слова и уж тем более не биографические сведения, а  только непосредственно его произведения.  Как творец Васильев сформировался в  «эпоху перестройки», и его работы часто несут в себе  миропонимание, переживаемое нашей культурой рубежа столетий. В среде якутских живописцев, он, пожалуй, как никто другой, сумел не только ощутить, но главное, передать в произведениях пульс своего времени, пройдя путь от сложных в своей простоте сюжетов, повествующих о внешне непримечательных жизненных ситуациях  до картины-раздумья, обладающей многослойным подтекстом:  «Кино на полевом стане». (1987), «Мама». (1999), «Паутина». (1999), «Сон». (1999), «Несущие свет». (2000), триптих «Разбитое зеркало». (1998-2005.). В этом его творчество символично для переживаемой исторической ситуации, и при этом отмечено внутренней свободой, интеллектуализмом в лучшем смысле этого слова, серьезным и глубоким самоанализом.

В течение длительного времени вынашивалась идея триптиха «Разбитое зеркало» (1998 - 2005), где художнику удалось создать весьма неожиданный, но цельный в стилевом и композиционном отношении мир картины.  Авторские рамы, исполненные в виде старых наличников, вносят особую нюансировку в общее восприятие трехчастной картины. Художник как бы создает образ родного дома, уподобляя его незримому фасаду, в котором открываются «окна» - воспоминания о поколениях одной семьи.  Лаконичная определенность тематической и цветовой подачи боковых частей триптиха направлена к центральной части «Амга» – спокойному умиротворенному речному пейзажу, усиливающему ощущение неспешного мерного движения жизненного круговорота, который художник уподобляет фотографии, выцветшие пятна которой как бы разъедают пространство изнутри. Герои триптиха - судьбы людей и река, исток которой в общем хоровом созидательном и непрерывном жизненном процессе всего народа.

Превосходный портретист, Артур Васильев умеет показать и раскрыть характер модели, не привлекая внешнюю атрибутику искусственно созданной атмосферы.   В этом сложном жанре у автора нет общих мест и его герои настолько неповторимы в своей индивидуальности, что воображению порой легко дорисовать образ их жизни. Предельный лаконизм, умение конкретизировать - сильная черта портретного искусства Васильева. Его портреты – это своеобразные эстетические этюды, близкие к поэтическому реализму, при этом, надо отметить, что художнику особенно удаются детские, подкупающие обаянием и точным состоянием модели (Лана. 1996; Мой ангел. 1999 и др.). Следует сказать и о театральном портрете, как самостоятельном развивающемся жанре в творчестве А.Д. Васильева. Это, прежде всего, относится к портретам Владимира Заболоцкого в роли десятника из оперы «Борис Годунов» (2008) и роли шамана (2007) из оперы «Нюргун Боотур», где художник для каждого образа находит свою драматургию живописно-пластического языка, сосредотачивая внимание на выразительности и декоративной организованности холста. 
Работая в разных видах станковой живописи, Васильев всегда стремится к активному поиску глубокой содержательности произведений. В этом его искусство не прерывает связи с российской классической традицией, при этом художник сохраняет ориентированность на национальные корни. Творчество Васильева всегда разнообразно, интеллектуально и содержательно. Художник никогда не повторяется,  умея найти образ, соответствующий замыслу. Его картины зачастую пронзительны, подкупают  простотой в умении передать высшее и сокровенное без внешней эффектности, но при этом они завораживающе колоритны.

Галина Сафронова, искусствовед.






Возврат к списку

версия для печати