ВАСИЛЬЕВ Артур Дмитриевич


ВАСИЛЬЕВ Артур Дмитриевич Живописец.
Родился 05.01.1953 г. в селе Соттинцы Усть-Алданского района Якутской АССР. Живет и работает в Якутске.

Член-корреспондент РАХ (отделение Урал, Сибирь, Дальний Восток, 1998г.)
Народный художник Республики Саха-Якутия (2003)
Член Союза художников СССР, России, (1985)

Образование: Дальневосточный педагогический институт искусств (1983), мастерская С.А. Литвинова; творческую мастерскую живописи, Российской академии художеств в Красноярске под руководством действительного члена РАХ А.П. Левитина (1992).

Основные живописные произведения: «Мама» (1990), «Волейбол» (1987), «Мой ангел» (1998), «Девочка с одуванчиками» (1999), «Несущие свет» (2000), «Паутина» (2000), «Нюргуяна у двери» (2002), Триптих «Разбитое зеркало» (2008), «Портрет народного артиста России, лауреата  Государственной премии им. Ф.М. Шаляпина Ивана Степанова в роли Бориса Годунова» (2012), «Чайки. Портрет дочери» (2014). Автор более ста живописных и графических произведений в жанрах тематической картины, портрета и пейзажа.
Постоянный участник всесоюзных, республиканских, зональных выставок с 1983г.

Персональные выставки: в Мирном (2002г.) и Якутске (2003г.).

Произведения находятся в коллекциях:
Национального государственного художественного музея Республики Саха – Якутия(Якутск), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Томского областного художественного музея, а также частных собраниях Санкт-Петербурга, Москвы и ряда городов Финляндии.

Общественная деятельность: Преподаватель Якутского художественного училища (1983 - 1987, 1992 - 1994), Арктического Государственного института искусств и культуры (2000 - 2005, 2012 - настоящее время). Член правления Якутского отделения Союза художников России.

Государственные и общественные награды и премии: Почетная грамота Министерства культуры Российской  Федерации (2007г.), знак отличия Республики Саха (Якутия) «Гражданская доблесть» (2011г.),  золотыми медалями Академии художеств СССР (1991) и Союза художников России (2011).



АРТУР ВАСИЛЬЕВ – художник из редчайшей породы всматривающихся. Благодаря этому качеству, он умеет примирять свой взгляд с реальностью, и, как это ни парадоксально, находить в этой реальности черты вечности и обыденности.  И потому каждое появление работ Васильева на любой выставке всегда вызывает активное сопереживание зрителя, настраивая на интеллектуально-содержательный диалог.
Таково полотно «Несущие свет» впервые представленное в 2000 году,  на выставке «Якутские питомцы Императорской Российской Академии художеств».  Вводя зрителя в странный и одновременно реальный мир,  картина сразу приковывает внимание выразительной  трактовкой. Торжественна мелодика живописи. Решенная как бы в одном цветовом ключе, вблизи она радует глаз необычайно богатой тональностью, сиянием света «изнутри». Этот эффект достигается умелым использованием техники лессировочного письма. В изображенных стариках, держащих зажженные свечи – почти иератическая застылость. Значительность происходящего заключена в их спокойной самоуглубленности, умиротворенных и просветленных лицах. Они «проходят», смотря в неведомое, неся с собой свет. Эмоционально-активен только взгляд полуобернувшегося мальчика, что связывает его со зрителем, отстраняя от происходящего и объединяя с ним сопричастностью с несомым светом. Построенная на сопоставлении двух «возрастов» – детства и старости – картина условно дает философское истолкование смысла света, зажженного прожитой жизнью. «Несущие свет» – это, быть может, символы нашего пути, пути к самим себе, к своей непрерывающейся памяти, к корням, что трудно приживаются в каменистой породе и еще о многом разном.
Дать в нескольких словах определение, кто такой живописец Артур Васильев, весьма затруднительно. Один из ведущих представителей реалистического направления в искусстве республики – звучит несколько спорно, несмотря на то, что его творчество развивается преимущественно в традиционной системе. Как и любой художник, Васильев, прежде всего не только творец, но и философ, поэтому важны тут вовсе не слова и уж тем более не биографические сведения, а  только непосредственно его произведения.  Как творец Васильев сформировался в  «эпоху перестройки», и его работы часто несут в себе  миропонимание, переживаемое нашей культурой рубежа столетий. В среде якутских живописцев, он, пожалуй, как никто другой, сумел не только ощутить, но главное, передать в произведениях пульс своего времени, пройдя путь от сложных в своей простоте сюжетов, повествующих о внешне непримечательных жизненных ситуациях  до картины-раздумья, обладающей многослойным подтекстом:  «Кино на полевом стане». (1987), «Мама». (1999), «Паутина». (1999), «Сон». (1999), «Несущие свет». (2000), триптих «Разбитое зеркало». (1998-2005.). В этом его творчество символично для переживаемой исторической ситуации, и при этом отмечено внутренней свободой, интеллектуализмом в лучшем смысле этого слова, серьезным и глубоким самоанализом.
В течение длительного времени вынашивалась идея триптиха «Разбитое зеркало» (1998 - 2005), где художнику удалось создать весьма неожиданный, но цельный в стилевом и композиционном отношении мир картины.  Авторские рамы, исполненные в виде старых наличников, вносят особую нюансировку в общее восприятие трехчастной картины. Художник как бы создает образ родного дома, уподобляя его незримому фасаду, в котором открываются «окна» - воспоминания о поколениях одной семьи.  Лаконичная определенность тематической и цветовой подачи боковых частей триптиха направлена к центральной части «Амга» – спокойному умиротворенному речному пейзажу, усиливающему ощущение неспешного мерного движения жизненного круговорота, который художник уподобляет фотографии, выцветшие пятна которой как бы разъедают пространство изнутри. Герои триптиха - судьбы людей и река, исток которой в общем хоровом созидательном и непрерывном жизненном процессе всего народа.
Превосходный портретист, Артур Васильев умеет показать и раскрыть характер модели, не привлекая внешнюю атрибутику искусственно созданной атмосферы.   В этом сложном жанре у автора нет общих мест и его герои настолько неповторимы в своей индивидуальности, что воображению порой легко дорисовать образ их жизни. Предельный лаконизм, умение конкретизировать - сильная черта портретного искусства Васильева. Его портреты – это своеобразные эстетические этюды, близкие к поэтическому реализму, при этом, надо отметить, что художнику особенно удаются детские, подкупающие обаянием и точным состоянием модели (Лана. 1996; Мой ангел. 1999 и др.). Следует сказать и о театральном портрете, как самостоятельном развивающемся жанре в творчестве А.Д. Васильева. Это, прежде всего, относится к портретам Владимира Заболоцкого в роли десятника из оперы «Борис Годунов» (2008) и роли шамана (2007) из оперы «Нюргун Боотур», где художник для каждого образа находит свою драматургию живописно-пластического языка, сосредотачивая внимание на выразительности и декоративной организованности холста. 
Работая в разных видах станковой живописи, Васильев всегда стремится к активному поиску глубокой содержательности произведений. В этом его искусство не прерывает связи с российской классической традицией, при этом художник сохраняет ориентированность на национальные корни. Творчество Васильева всегда разнообразно, интеллектуально и содержательно. Художник никогда не повторяется,  умея найти образ, соответствующий замыслу. Его картины зачастую пронзительны, подкупают  простотой в умении передать высшее и сокровенное без внешней эффектности, но при этом они завораживающе колоритны.

Галина Сафронова, искусствовед.



Возврат к списку

версия для печати