ВАСНЕЦОВ Андрей Владимирович (1924-2009)


ВАСНЕЦОВ Андрей Владимирович (1924-2009)

Живописец, монументалист
24.11.1924, Москва — 6.12.2009, Москва. Жил в Москве.

Член-корреспондент (1988), действительный член Российской академии художеств (1991)
Член Президиума Российской академии художеств (1997)

Заслуженный художник РСФСР (1977), Народный художник РСФСР (1984), Народный художник СССР (1991). Профессор (1986)

Образование: Ленинградское высшее художественно-промышленном училище им. В. Мухиной (1953)

Основные живописные произведения: «Пейзаж с повозкой» (1951), цикл «Стирающая» (1956-84), «1905 год» (1969-79), «Женский портрет» (1973), цикл «Сборы на охоту» (1973-86), цикл «Натюрморт с кувшином» (1975-83), «Интерьер. Автопортрет с семьей» (1976), «Похороны солдата» (1980-85), «Вечная память» (1981), «Лежащая. И. Васнецова» (1983), цикл «Архангельское» (1983-85), цикл «Лошадь с жеребёнком» (1985-88), «Портрет Насти Васильцевой» (1990), «Лесная дорога с лужей» (1993), «В гостях» (1993), «Река Воря» (1994). Среди монументально-декоративных работ. Мозаичные панно: «Москва» (советский павильон, ЭКСПО-1957, Брюссель), «Пейзажи Варшавы» (гостиница «Варшава», г. Москва, 1959), «Покорители космоса» (Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, г. Калуга, 1966); «Времена года» (санаторий им. Герцена, Московская обл., совм. с Н.И. Андроновым, 1966), «Завоевания Октября» (фасад кинотеатра «Октябрь», г. Москва, совм. С Н.И.  Андроновым и В.Б. Элькониным, 1967), «Человек и печать. История русской демократической печати» (интерьер нового здания редакции газеты «Известия», г. Москва, совм. с Н.И. Андроновым, 1977), «Учёная ассамблея» (новое здание АН РФ на Воробьёвых горах, г. Москва, 1992); гобелены: «Архангельское», «Кусково» из серии «Старая Москва» (гостиница «Гранд отель Мэриот», г. Москва, 1997); фонари на фасаде нового здания МХАТ (г. Москва, 1973); фонтан на Центральной площади Архангельска (чугун, 1982); скульптурная композиция «Пароход» из серии «Из истории транспорта» в Тольятти (железо, 1977) и другие.

Педагогическая деятельность: преподаватель живописи, графики и рисунка в Московской государственной академии печати (1975-2003)

Государственная и общественная деятельность: Секретарь правления СХ СССР (1987-91), председатель правления СХ СССР (1988-91), Народный депутат СССР (1989-91).

Государственные награды: Премия Ленинского комсомола (1972), Государственная премия СССР (1979), Премия Совета Министров СССР (1984), орден Дружбы народов (1994), Премия Президента РФ (1998).
Награды РАХ: Золотая медаль (2000)

Иллюстрация в тексте: фотопортрет Андрея Владимировича Васнецова. 1988 год. Иллюстрация из журнала: «Третьяковская галерея». Приложение к № 1 (82) 2024. «Андрей Владимирович Васнецов. Отзвуки бытия»



Еще до того как раскрепостилась отечественная архитектура, монументалист Андрей Владимирович Васнецов сообщил улицам Москвы и многих других городов пластическое разнообразие. Ясность, открытость художественного взгляда и внутренний драматизм сложного живописного мира, своеобразное сочетание «аполлонического» и «дионисийского» начал сходятся в творческой манере Андрея Васнецова. Художник работает в разных видах искусства. Монументальная живопись и мозаика раскрыли его умение войти в архитектурное пространство, учесть его функциональные особенности, создать в своих работах особое настроение, которое бы соответствовало будущему назначению. Непростой диалог реалистического языка и монументальной обобщенности, фантазии и действительности возникают в этих произведениях мастера. Его панно, мозаики, росписи отличают строгий и одновременно эмоциональный колорит, подчеркивающий лаконичность образов. Наряду с проектированием и созданием монументальных работ художник также выполнил несколько проектов оформления архитектурно-пространственной среды: различные детали экстерьера, декоративные решетки, фонари и т.д. Разносторонность творческих интересов проявилась и в его гобеленах. С большим увлечением мастер работает в станковой живописи. Она стала еще одной творческой сферой, в которой рождаются не менее интересные образы, чем в монументальной живописи. Его сложные пространственные построения всегда узнаваемы. Его творческий почерк в живописи более драматичен, смел и резок. Композиция и колорит объединены простотой форм и цвета, они минималистичны, но содержательны. Мастера не интересуют детали, мельчайшие подробности, он с увлечением старается дойти «до самой сути». Философию бытия, психологию героя художник стремится найти в портретах, пейзажах, натюрмортах, выбирая тему как возможность рассказать о других и о себе. Пластический язык монументальных работ и станковых произведений Васнецова-педагога совершает свой художественный оборот: он наделяет своих учеников собственными находками, и сам он вместе со студентами азартно увлечен творческим поиском.

Журнал «ДИ»  № 9-10, 2003





Возврат к списку

версия для печати