ВДОВКИН Николай Михайлович


ВДОВКИН Николай Михайлович

Художник-монументалист, эмальер.
Родился 3 мая 1948 года в Казахстане. Живёт и работает в Ставропольском крае Минераловодского района в с.Побегайловка.

Член-корреспондент (2003г.), академик Российской академии художеств (Южное региональное отделение, с 2007г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2002г.)
Член союза художников СССР, России (1975г.)
Член Творческого Союза художников России (2001г.)

Образование: факультет «интерьер и оборудование» Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшее Строгановское,1972г.), педагоги А.А.Овчинников, Ю.Е.Милюков.

Основные произведения. Работы в области монументально-декоративного искусства: архитектурно-памятный ансамбль на площади Славы г. Хабаровска, посвященный 30-летию Победы (1973г.), витраж «Цвети мой край» в школе №30 Хабаровска (1978г.), витраж в музыкальной школе Хабаровска (1980г.), флорентийская мозаика «Дальний восток» в гостинице «Интурист» в Хабаровске (1982г.), оформление витражами гостиничного комплекса к Международному океанографическому конгрессу в Хабаровске (1983-1985гг.), комплексное оформление курорта «Кульдур» в Амурской области (1987-1989гг.), росписи и эмали для молодежного центра Петропавловска-Камчатского (1990-1991гг.), роспись в Никольском соборе и панно в экстерьере здания в Кисловодске (2002-2007гг.), роспись, эмаль, витражи в Ольгинском храме в Железноводске (1992-1994гг.), эмалевые иконы для Покровского собора в Минеральных водах (1995-1996гг.), витражи, эмаль, роспись в храме Георгия Победоносца комплекса «Рокада» Минераловодского района (2004-2005гг.), росписи храма Преображения Господня в Бежецке Тверской обл.(2000-2001гг.).
Работы в области станкового искусства: «Мольба» (2010г., горячая эмаль), «Полет над Феогдоном» (2010г., горячая эмаль), «Красный воин» (2011г., горячая эмаль), «Ноша» (2011г., горячая эмаль), «Протуберанец» (2013г., горячая эмаль), триптих «Путь поэта» (2014г., медь, горячая эмаль), «Деревенская мадонна» (2017г., горячая эмаль), «Два поколения» (2018г., сталь, горячая эмаль, 60х90 см), «Парижская мадонна» (2020г., медь, горячая эмаль, 90х90 см).

Произведения находятся в собраниях Ставропольского краевого музея изобразительных искусств, Забайкальского краевого художественного музея, Государственного объединенного музея-заповедника истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева (Владивосток) Калужского музея изобразительных искусств, Самарского областного художественного музея, Государственного музея искусства народов Востока (Москва), Центра пропаганды изобразительного искусства (Владимир), музея «Старая мельница» (Alt Mulle) в Германии, музея эмали в Кечкемете (Венгрия), музея фарфора в Милане (Италия),галереи «Мартин» в Сиссахе (Швейцария), центра Пушкина в Люксембурге, Национальной галерее современного искусства в Мумбай (Индия), а также в других собраниях России, Японии, Австралии, Голландии, Бельгии. Участник региональных, российских и всесоюзных выставок с 1973 года. Персональные выставки: Москва (1996, 2005, 2008, 2014, 2021гг.), Германия (2000г.), Ставрополь (2008, 2013гг.), Майкоп (2014г.).

Профессиональная деятельность: сотрудник художественно-промышленных мастерских Художественного фонда РСФСР в г. Комсомольске-на-Амуре (1972-1975гг.; сотрудник художественно-промышленных мастерских г. Хабаровска (1975-1985гг.).

Общественная деятельность: председатель Правления союза художников Хабаровской организации (1983-1989гг.).

Педагогическая деятельность: профессор Высшей школы дизайна Южного Федерального университета г.Ростов на Дону (2003г.); профессор кафедры изобразительного искусства Донского государственного технического университета (с 2016г.).

Награды и премии: Премия Хабаровского комсомола (1978г.); Золотая медаль ТСХР (2003г.); Золотая медаль Союза художников России (2008г.).

Награды Российской академии художеств: Золотая медаль РАХ (2002г.).


Во времена невиданно жесткого прагматизма, обнажения хитрости, лжи, жадности, цинизма – ведь именно эти качества особенно ценятся ловкими людьми, за короткое время невиданно разбогатевшими, мы встретили человека, все дела которого, помыслы, устремления направлены на то, чтобы плыть против массового течения к легкой наживе и невиданному благополучию. Своей жизнью он утверждает незыблемость вечных истин и вечных ценностей и укрепляет подлинность и ценность исторического, культурного звания – быть человеком. Это Николай Михайлович Вдовкин – художник-монументалист, эмальер, график, педагог, общественный деятель. Известность Вдовкина, как и многих крупных Российских художников, пришла с Запада – явление вполне ординарное для нашей страны. Мы привыкли, что наши ценности часто попранные, возвращаются к нам с Запада. Н.М.Вдовкин – заслуженный художник России, действительный член Российской Академии художеств, лауреат многих зарубежных премий и медалей. Он также лауреат Золотой медали Академии художеств России и премий по итогам «Триеналле» и «Биеналле» по горячей эмали, проводимых в европейских столицах. С 1991 года в селе Побегайловка Ставропольского края проходят Российские и международные приватные симпозиумы по эмали, руководимые Вдовкиным Н.М на базе своей мастерской. Обратимся к творчеству Николая Михайловича Вдовкина. Среди тех, кто занимается эмалью в России, ему принадлежит одно из ведущих мест. Вдовкин получил хорошее образование: в начале семидесятых годов он окончил Московское художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) – факультет интерьера и оборудования, отделение проектирования мебели. Эмаль имеет, как и любой другой материал, свой пластический язык, присущий только эмальерному искусству. Лаконичное выражение смысла, его знаковость и образное наполнение, порою значительно превышает его изобразительную конкретность, - говорит Николай Михайлович. <…> Сейчас Вдовкин и некоторые русские мастера, работающие в русской традиции, задают том в этом сложном виде искусства. Становится понятно, что Николай Вдовкин глубоко осмысляет процесс преемственности, вопросы порождения новых форм и тенденций в искусстве. Традиции эмалей самого Вдовкина восходят к древнерусской живописи, особенно к иконе. Опирается он на традиции, в первую очередь, древнерусского искусства, извлекая из него для себя наиболее важные, концептуальные смыслы. Следует остановиться на мышлении Вдовкина-художника. Есть много художников в сфере изобразительного искусства ( на то оно и изобразительное), которые в разных планах отображают реальную действительность, или, наоборот, уходят от фигуративности, перенося изображение в сферу условных геометрических и символических форм (авангардное искусство). Часто и те и другие тем не менее только отображают свое видение окружающим. Если художник мастер, он создает свой мир, и картину его мира можно представить целостной, может, даже и как некоторый изобразительный текст о действительности. И совсем не многие, изображая и отображая реальность или осуществляя рефлексию с помощью языка, в данном случае изобразительного искусства, глубинно познают мир, внося не только неповторимые видения, но и понимание. Тогда искусство художника соединяет в себе и изобразительность, и выразительность, и осмысление – глубинно филосовское жизни, бытия. Именно такое искусство сейчас интересует философов, которые занимаются эпистемологией – наукой, дополняющей гносеологию, область познания бытия и мира. Тогда познания перерастает в индивидуальное знание, становится подлинно объективной. Думается, что в лучших работах, в которых Вдовкин достигает большого лаконизма и огромного обобщения его творчество причастно к области объективного знания, реализованного в образной системе изобразительного искусства.

К.Э.Штайн – доктор филологических наук, профессор.

Иллюстрация в тексте: фотопортрет художника Николая Вдовкина. Из книги «Вдовкин Николай». Ростов-на-Дону, 2008. С.2



Возврат к списку

версия для печати