ДРОНОВ Михаил Викторович


ДРОНОВ Михаил Викторович

Скульптор. Персональный сайт: mikhaildronov.com
Родился 13 июня 1956г. в Москве. Живет и работает в Москве.

Академик Российской академии художеств (Отделение скульптуры, с 2007г.)

Заслуженный художник Российской Федерации (2016г.)
Член Союза художников СССР, России (1983г.)

Образование: Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова (1980г.), мастерская скульптуры профессора М.Ф. Бабурина. 

Основные проекты и произведения:
Работы в области монументального искусства:
скульптурные композиции: «Ночной дозор» (в соавторстве с А.М.Таратыновым, 2005г., Голландия, Амстердам), «Святой Петр» (2008г., Санкт-Петербург), скульптурная композиция для фонтана-ротонды «А.С. Пушкин и Натали» (1999г., Москва), «Петр I» (2015г., аэропорт «Пулково», Санкт-Петербург)

монументально-декоративные композиции: «Городки» (Парк «Музеон», Москва), «Грустный король» (Парк скульптуры, Ярославль)
мемориальная доска поэту А. Вознесенскому (2013г., Москва) 

Воссоздал скульптурные композиции «Преподобный Варлаам Хутынский» и «Благоверный Гавриил Псковский» (южный фасад) для скульптурного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве (1994-1999гг.) 

Работы в области станкового искусства: скульптурные композиции - «Сверхсрочник» (1984г., бронза), «По улицам Праги» (1984г., бронза), «Старый король» (1986г., бронза), «Каприччос» (1986г., бронза), «Зимние похороны» (1987г., бронза), «Ночные гости» (1988г., бронза), «Башня» (1990г., бронза), «Человек дождя» (1992г., бронза), «Спящий мальчик» (1992г., бронза), «Танцовщица» (2000г., бронза), «Футболист» (2008г., бронза), «Болото» (2008г., бронза), «Спасите наши души» (2008г., бронза)
серия «Маленький будда» (бронза,2010г.)
«Сладкие шестидесятые» (2010г., бронза), «Три мудреца» (2011г., бронза), «Юнион Джек» (2011г., бронза), «Философ» (2011г., бронза), «Гребец» (2011г., бронза), «Ветер» (2012г., бронза), «Бозон Хиггса» (2012г., бронза), «Королева» (2013г., бронза). 

Станковые произведения находятся в Государственной Третьяковской галерее (18 произведений, Москва), Государственном Русском музее (Санкт-Петербург), в Санкт-Петербургском музее современного искусства, Московском музее современного искусства, музее Государственного Большого театра (Москва), коллекции РОСИЗО (9 произведений), в других музеях России, в музеях и частных коллекциях США, Германии, Голландии и других стран. 

Персональные выставки: участник московских, всероссийских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок (с 1975г.) Персональные выставки прошли в Москве, Санкт-Петербурге, во многих городах России и ряде зарубежных стран. 

Государственные и общественные награды и премии:
Лауреат московских всероссийских и международных конкурсов по монументальному искусству
Серебряная медаль ВДНХ СССР (1985г.)
Диплом в номинации «Лучшая работа 1988 года МОСХа» (1988г.) Московского союза художников, Первая премия и Диплом Квадриеннале скульптуры (1988г.) в Риге (Латвия)
Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997г.)
Золотая медаль Союза художников России (2016)

Награды Российской академии художеств:
Памятная медаль «За участие в воссоздании храма Христа Спасителя» Российской академии художеств (1999г.)
Серебряная медаль РАХ (1995г.)
Золотая медаль РАХ (2006г.)
Медаль «Достойному» РАХ (2016г.)


Двадцать лет спустя.
1989 – 2009 

Поступательное движение Дронова происходило сравнительно спокойно и плавно, не смотря на его явное пристрастие к иронии, гротеску и доброму юмору. В отличие от Тугаринова, он менее склонен к содержательным и формальным авантюрам. Например, его «Мудрецы» (1998) и одна из последних работ «Болото» (2008) по своему композиционному строю сравнимы с роденовскими «Гражданами Кале», тем более что конкретной принадлежности к какой-то определенной эпохе в героях Дронова не обнаруживается. «Рыбак», «Старик с хворостом» или «Старый король» – это также общечеловеческие образы на все времена. А «Последний день Помпеи» (1998) и вовсе погружает зрителя в глубокую древность. Причем ни к каким особенным формальным ухищрениям скульптор не прибегает, изображая застывшие в бронзе складки одежды, объемлющие пустоту вместо человеческого тела, напоминая тем самым о трагедии, постигшей итальянский город, засыпанный вулканическим пеплом. 

Несмотря на отмеченное содержательное пристрастие к вечным темам, Дронов остается нашим современником. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к его известной скульптуре, которая в старом каталоге называется «Зимние похороны», а в самом последнем, вышедшем к выставке в галерее «Дом Нащокина», – «Саксофонист». Сутулый пожилой мужичок в шапке-ушанке и валенках держит в руках музыкальный инструмент, который явно противоречит его простецкому виду. Но именно этот контраст и есть сознательная затея скульптора, стремящегося передать драматизм, нелепость и будничность остановленного мгновения, увиденного в той самой нашей российской жизни, где «терзают Шопена лабухи» и никакой сюрреализм не кажется странным. Впрочем, такая прицельная конкретность в искусстве Дронова редкость. Ему ближе скупые пластические формулы, неизменно отличающиеся четкой ритмикой форм: «Робин Гуд», «Девочка на шаре», «Охотник», «Пионер», «Шарманщик», «Конькобежец»... При всей разности тем и образов в этих и близких им работах хорошо различима индивидуальная стилистика и острота наблюдения, а также редкое умение выявить точный жест. Ритмика «Ночных гостей» (1987), «Осьминога» (1993) и «Лебединого озера» (1994) и вовсе сродни черно-белой замедленной киносъемке, завораживающей зрителя. 

На первый взгляд особняком смотрятся такие работы, как «Колбаса» (1997), «Гирьки» (1998), «Кораблик» (2000), «Скамейка», «Валенки» (обе 2001), «Кнопка» (2002). Но в принципе их появление вполне логично и дело не только в присущем Михаилу мягком юморе. Налицо любовь к ясно выраженной пластической форме, к лапидарному стилю. На последнем, кстати, Дронов чрезмерно не сосредотачивается, постоянно возвращаясь к тому, что принято считать скульптурной классикой. В частности, «Святой Петр» (2001 год – первоначальный малый вариант и 2008 – большая фигура) – яркий пример подобного традиционного подхода. Мощная монументальная фигура сидящего апостола утяжелена крупными складками длиннополой одежды. Но для усугубления монументальности Дронов далеко не всегда прибегает к формальным утяжелениям и увеличению размера. Его миниатюрный «Гиппопотам» (2002), например, ничуть не уступает любым масштабным изваяниям разных лет. Причина этого в том, что у Дронова тяготение к монументальности связано не с размером вещей, а с внутренним ощущением монументального ритма. И есть еще одна любопытная «родовая» особенность, проявляющаяся в искусстве многих художников. Речь об автопортретности портретного жанра. «Святой Петр» – это, разумеется, не автопортрет, но, видимо, не только шутки ради Дронов сел и сфотографировался неподалеку от могучей фигуры апостола в той же позе. 

Искусство Михаила Дронова производит впечатление основательности и спокойной уверенности, когда человек может сказать не только «я ищу», а «я нашел». 

Вильям Мейланд
Москва
Февраль – Март 2010



Возврат к списку

версия для печати