ЖИЛИНСКИЙ Дмитрий Дмитриевич (1927-2015)
Живописец.
25.05.1927 г.,Сочи - 29.07. 2015г., Москва. Жил и работал в Москве.
Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, 1988г.)
Член Президиума PAX (с 1997г.)
Народный художник РСФСР (1987г.)
Действительный член Российской академии образования (1994г.)
Действительный член Российской академии образования (1994г.)
Профессор (с 1970г.)
Образование: Московский институт прикладного и декоративного искусства (1946гг.); Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (1951г.), где учился у Н.М.Чернышева, С.А.Чуйкова, П.Д.Корина, А.М.Грицая и В.Н.Яковлева.
Основные произведения: автор многочисленных сюжетных полотен, картин-портретов, в которых переосмыслены традиции древнерусской иконописи и живописи раннего Возрождения.
«Гимнасты СССР» (1964-1965гг),«Семья Н. М. Чернышева» (1969г.), «Воскресный день» (1974г.), «Стихи» (1973г.), «Под старой яблоней» (1969г), «Времена года» (1974г.), «Человек с убитой собакой» (1975г.),«Ожидание» (1978г.) «Играет Святослав Рихтер» (1984г.), «Весна Художественного театра», «1937 год» (1987г.), «Автопортрет в Испании» (1991г.), «Художник Н.Жилинская» (1991г.), «Вечная память художнику» (1997г.), «С нами Бог» (1995г.); портреты великих русских композиторов в Доме музыки в Москве (2003г.); портреты Пушкина и Достоевского (2004г.).
Участник многочисленных выставок в России и за рубежом с середины 1950-х гг.. Автор провёл несколько десятков персональных выставок, в том числе проект «Дом Жилинских» в залах Российской академии художеств (1998 г.), произведения которого былим отмечены Государственной премией РФ.
Педагогическая деятельность: после окончания Суриковского института остался работать на кафедре рисунка; возглавлял кафедру рисунка, живописи и композиции Московского полиграфического института (1973-1980гг.). Куратор Президиума РАХ в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова (с 1997 г.)
Государственные и общественные награды и премии:
Орден Дружбы народов (1994г.),
Серебряная медаль АХ СССР 1966 г. за картину «Гимнасты СССР» (1964-1965гг.)
Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина 1985 г. за картину «Ожидание» (1978г.)
Государственная премия РФ за произведения с юбилейной выставки «Дом Жилинских», состоявшейся в 1998 г. в залах Российской академии художеств.(1999 г.)
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2012г.)
Награды РАХ:
Золотая медаль PAX за станковые произведения последних лет (2002г.)
Жилинскому ведомы разные уровни реального Человек и Природа, их духовное единство - одна из центральных тем большинства произведений мастера, которые обращены к вечным ценностям мироздания, природы, культуры, нравственным и духовным основам личности. Мироощущение художника формировалось под влиянием ярких личностей: В.А. Фаворского, Н.М. Чернышева, П.Д. Корина, в общении с ними происходило его взросление и обретение мастерства. Своеобразие пластического языка определило глубокий интерес к искусству мастеров итальянского Возрождения и древнерусскому искусству, буквально покорившим молодого художника. Жилинский в совершенстве освоил сложную технику живописи темперой по левкасу, требующую безукоризненного рисунка. Мастер сосредоточил свой художнический поиск на создании ритмически выверенной и гармонично построенной многофигурной композиции, он предпочитает некую замкнутую пластическую среду, «говорящую» со зрителем на особом метафоричном, полном символов языке. В излюбленных портретных композициях и натюрмортах Жилинский погружается в процесс скрупулезного изучения натуры, придирчиво отбирает детали, опускает ненужное, всегда балансируя на грани эмоционального восприятия и жесткой рассудочности. Интерес художника вызывают мифологические и религиозно-аллегорические сюжеты. С годами его живописная манера меняется: уходит строгая локальность цвета, развивается тонально разработанная палитра, уплощенность изображения уступает место иллюзорной трехмерности. Особый акцент делается на выразительных возможностях линии, контура, силуэта, тонкости колорита отличают теперь его стилистику и способ нового художественного освоения действительности. Таково новое «творческое лицо» мастера. Искусство Дмитрия Жилинского - пример широкого диапазона возможностей видеть и понимать мир.
Журнал ДИ № 9-10, 2003
версия для печати