КИШЕВ Мухадин Исмаилович
Живописец. Персональный сайт: www.muhadinkishev.com
Родился 18 декабря 1939г. Живет и работает в Нальчике (Кабардино-Балкарская Республика), Андалузии (Испания).
Член-корреспондент (2002г.), академик Российской академии художеств (Южное региональное отделение, с 2009г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2013г.)
Народный художник Кабардино-Балкарской Республики (2000г.)
Член Союза художников СССР, России (1973г.)
Член Творческого союза художников (1990г.)
Член Международного союза художников (1993г.)
Член Ассоциации русских художников в Лондоне (1997г.)
Член Европейской академии художеств, Бельгия (2001г.)
Почётный член Союза художников, Иордании (2008г.)
Почётный гражданин города Барбате (Испания, 2023г.)
Академик в области искусства Международной академии наук, технологии и образования, Валенсия, Испания (2001г.)
Академик Адыгской международной академии наук АМАН-КБР (2008г.)
Образование: художественно-графический факультет Краснодарского государственного университета (1965г.).
Основные работы. Работы в области живописи: «Черный восход» (2002, холст, масло); «Зураб Церетели» (2005, холст, масло); «Канжальская битва» (2008, холст, масло); «Две дороги» (2008; холст, масло); «Воспоминание о детстве» (2009; холст, масло); серия «Моя Андалусия» (2013, холст, масло); «Горе под луной — вдова из Японии» (2015; холст, масло); серия «Гимн красоте» (2013-2015, холст, масло); «Любимые цветы Жаклин» (2018; холст, масло).
Работы в области графики: «Канжальская битва» (2008, бумага, цветной карандаш); «Испанская Коррида» (2017, бумага, карандаш); серия «Берегите животных мира» (2019, бумага, акрил, фломастер, монотипия); Ежегодная «Ферия в Андалусских городах» (2019, бумага, фломастер).
Произведении находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного музея искусства народов Востока (Москва), Московского музея современного искусства, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» (Москва), Музейно-выставочного комплекса Московской государственной специализированной школы акварели Сергея Андрияки, Калужского музея изобразительных искусств, Кабардино-Балкарского музея изобразительных искусств (Нальчик), Краснодарского краевого выставочного зала изобразительных искусств, Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой (Махачкала), Ирбитского государственного музея изобразительных искусств, а так же в зарубежных центрах искусств, в частных коллекциях многих стран мира.
Участник выставок с 1963 года. Персональные выставки: «Галерея на Площадь Тафалгар» в Лондоне (1997г.); «Из Лондона в Москву» в Центральном доме художников (Москва, 1997г.); «Медитация» в Вехере-де-ла-Фронтера (Испания, 1999г.); юбиейная выставка в Национальном музее КБР, Центральном доме художника в Москве, Московском доме национальностей (2000г.); «С Кавказа в Андалузию» (Испания, 2001г.); «Андалузия глазами Мухадина Кишева» в Институте «Сервантес» (Лондон, 2001); «Красота жизни» в гостинице Космос (Москва, 2001г.); «Мухадин Кишев в Андалузии» в Хересе (Испания, 2002г.); «Шар, треугольник, квадрат и точка в абстракции» в Мадриде (2003г.); «Ностальгия по Природе» (Испания, 2003-2005г.); «Кровавые окна Беслана» в Университете Кадиза (Испания, 2004г.); «Окно в Европу» в Российской академии художеств (2005г.), Национальном музее КБР (2006г.); «Власть цвета» в Московском музее современного искусства, в Кордове (2008г.); «Гимн красоте» в городах России и Испании (2010-2017гг.); «Музыка цвета» в Грозном (2017г.).
Государственные и общественные награды и премии: Диплом Министерства Культуры КБР (1964г.); Медаль «За Доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970г.); Премия Ленинского комсомола Кабардино-Балкарской Республики (1982г.); Орден Чести I степени за заслуги перед Отечеством (2000г.); Орден Милосердие, меценатство и миротворчество Международного монархического двора (2000г.); Орден Пальмы Caballero Comendador Международной академии наук, технологии и образовании (Испания, 2000-2001гг.); Мальтийский крест (Испания; 2001г.); Орден Пальмы Caballero Comendador con Placa de Mérito Международной академии наук, технологии и образования. Испания (2002г.); Золотые медали Европейской академии художеств (2003, 2004г.); Юбилейная золотая медаль Кабардино-Балкарской Республики «450 лет с Россией» (2007г.), Золотая медаль «300 лет победы Кабарды в Канжальской битве» (2008г.)
Награды Российской академии художеств: Золотая медаль РАХ (2008г.); Медаль Шувалова РАХ (2010г.); Медаль «Достойному» (2015г.); Орден «За служение искусству» III степени (2019г.).
«Лабиринты гармонии. Живопись Мухадина Кишева».
Мухадин Кишев – художник исключительной творческой силы. Тематический и образно-метафорический диапазон его полотен удивляет. Формотворческие и пластические возможности кажутся безграничными. А работоспособность и производительность восхищают. Художник одинаково свободно владеет как приемами академической живописи и графики, так и выразительными средствами абстрактного искусства, в котором ему удается открыть свою собственную страницу, несмотря на впечатляющие достижения супрематистов, ташистов, минималистов и мастеров оп-арта ХХ века.
В современном глобальном художественном мире, тотальном Art World, проблемы художественного качества живописи – мастерства, выучки, кропотливого творческого труда – со всей очевидностью отходят на второй план. Искусство концепции побеждает искусство пластики даже в художественно-образовательных учреждениях, где по определению должны «ставить руку», развивать чувство цвета и формы, раскрывать законы композиции. Тем ценнее присутствие в текущем художественном процессе фигуры Мухадина Кишева, для которого античный принцип «техне» («tέχνη») – техническое мастерство, художественная инженерия – всегда являлся залогом качества искусства самой высокой пробы.
Пластическое совершенство живописных работ Кишева обнаруживается на разных уровнях художественного языка: в композиции, в соотношении масс и объемов, в колорите, в ритме. Важно все – мельчайшие элементы орнамента, игра тональных нюансов внутри пятен локального цвета, направление мазка и штриховки, игра фактурой, наконец, цвет и форма рамы. Эффект артистического, импровизационного блеска отдельных картин достигается месяцами кропотливого педантичного труда, когда художник, неудовлетворенный результатом кладет на холст до тридцати (!) масляных слоев, достигая искомого эффекта. Но и качество говорит само за себя: композиция выверена, колорит и фактура найдены – картина живет полноценной жизнью. И чуткий зритель, проходя глазом сквозь слой изображения, словно созерцает воплощенную на холсте ответственность художника и отдает ему должное. Поэтому Мухадина Кишева знают и любят в России и Европе, в обеих Америках и, конечно, на его родине, в Кабардино-Балкарской Республике, где в год 75-летия художника будет построен музей его имени.
Кажется парадоксальным, но мастер геометрической абстракции Мухадин Кишев относится к тому типу творческой личности, которая может быть сопоставлена с собирательной творческой личностью эпохи Возрождения. Критерием в данном случае выступают отношения Художника и Мира. Подобно Леонардо или Донателло, Кишев использует язык искусства в качестве инструмента научного познания. Восторг и удивление перед огромной непознанной вселенной немыслим для него без стремления понять и освоить ее, осознать глазом и кистью. Жажда познания неотделима от жажды действия. Понимать значит создавать. В творчестве Кишева вольно или невольно воскресает программа высокой западноевропейской классики, в соответствии с которой художник – это демиург, создающий «вторую природу». И все это при том, что Кишев активно разрабатывает свой собственный, отнюдь не ренессансный язык.
Исследовательская, почти естественнонаучная доминанта явственно ощущается в творческом мышлении художника. Мастерские Кишева в Москве, Андалузии, Лондоне, Нальчике – это настоящие творческие лаборатории по изучению образов зримого мира и их художественному переосмыслению. Помимо бесчисленных атрибутов работы живописца и графика, внимание на себя обращают огромные стеллажи с десятками папок – рабочие архивы художника: зарисовки, фотографии, вырезки из газет и журналов на все интересующие Кишева темы. Будет писать корриду – вот лошади и быки. Вспомнит путешествие по Африке – под рукой визуальные материалы о ее диковинных обитателях, ландшафтах, флоре и фауне. Здесь же изображения фрагментов человеческого тела, архитектура городов мира, бесчисленные перерисовки ренессансных источников.
Все это собиралось десятилетиями, чтобы в нужный момент прийти на помощь, прорасти на холсте. Впрочем, до холста и масла тоже неблизкий путь: сначала десятки карандашных этюдов, затем цветные пробы на бумаге или картоне, потом различные опыты в монотипии – здесь же, в мастерской, на офортном станке. И только тогда, почувствовав все грани темы, ощущая ее пульс в каждом капилляре живописного пространства, Кишев приступает к холсту. Но и это тоже только начало – старт очередной живописной серии, когда художник пытается исчерпать мотив до дна, выбрать его до зернышка, дни и ночи напролет экспериментируя с колоритом, деталировкой, орнаментом…Один из ключей к пониманию творчества Мухадина Кишева – проблема серийности, столь актуальная для ХХ века, начиная еще со знаменитой работы Вальтера Беньямина. Но кишевская серийность принципиально противостоит утилитарной «технической воспроизводимости», о которой говорил немецкий философ. Серия здесь – прежде всего знак ответственного и разностороннего изучения натуры. Кишев стремится максимально обнажить предмет своего художнического внимания и, как джазовый музыкант, создает серию вариаций вокруг заданной темы. Причем в качестве объекта художественного постижения может выступать и конкретный феномен зримого мира (дерево, животное, архитектурное сооружение), и сложноорганизованный художественный мотив – относительно устойчивый визуальный комплекс, вокруг которого формируются многочисленные изобразительные модуляции, чаще всего колористические. Подобные мотивные доминанты бывают у Кишева как абстрактными (однако соотносимыми с вполне определенными состояниями и чувствами человека - «Взрыв поисков», «Судьбы», «Двое» и др.), так и миметическими – отсылающими к формам объективного мира: «Туннели», «Горные ущелья» и др.
Язык живописной абстракции для Кишева – не только способ художественного постижения реальности, но и возможность ее «улучшения» и «пересоздания». В своих многочисленных сериях («Вечерний звон», «Времена года», «Мои дороги» и др.) Кишев словно пытается «усилить» реальность, увеличить и умножить ее, как при взгляде через магический кристалл. Как Микеланджело, он пытается довести до совершенства то, что «не доделала» природа, оставив это на долю человека – точнее художника.
Центральной задачей в решении этой проблемы становится поиск органики и гармонии на всех уровнях раскрытия художественного мотива – в замысле и символике, в композиции и колорите, в горизонтальных и вертикальных ритмах. Доводя до пластического совершенства очередную вариацию темы, складывающую шаг за шагом своеобразный живописный контрапункт внутри каждой серии, Кишев стремится если и не завершить принципиально незавершаемое, то, по меньшей мере, как можно полнее освоить его, сделать своим, близким и безопасным. В этой художественной интенции очевидно прочитывается трепетное, оберегающее отношение художника к Миру и Человеку. Перестраивая реальность прихотливыми средствами фигуративной абстракции, требующей предельной концентрации и координации мысли и чувства, формы и цвета, Мухадин Кишев всякий раз сглаживает острые углы мира, упорядочивает хаос, восстает против энтропии. И признаваясь в любви к этой удивительной, кружащей голову реальности, вновь и вновь пускается в путь по неисхоженным лабиринтам гармонии.
Сергей Ступин, кандидат философских наук, старший научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ
версия для печати