КУРИЛКО-РЮМИН Михаил Михайлович (1923-2012)


КУРИЛКО-РЮМИН Михаил Михайлович (1923-2012)

Художник театра и кино
08.02.1923. Петроград. - 16.03.2012. Москва. Жил и работал  в Москве.

Член-корреспондент (1988), действительный член Российской академии художеств (1995);
Академик-секретарь Отделения декоративных искусств АХ (1988-97), академик-секретарь Отделения театрально-кинодекорационного искусства АХ (с 1997), Главный ученый секретарь Президиума РАХ (1992-96 и 1998-2009).

Заслуженный художник РСФСР (1970), Народный художник РФ (1993),
Заслуженный художник республики Северная Осетия-Алания (1996),
Действительный член Академии художеств Киргизской республики (1998), Академии гуманитарных наук РФ (1995), Член Союза художников (1954, секретарь правления СХ СССР 1983-88), член Союза театральных деятелей (1984), профессор (1989).

Учился: ВГИК (1945-51), у Ф.С. Богородского, Ю.И. Пименова, Г.М. Шегаля, Б.В. Дубровского-Эшке.

Основые произведения: художник-постановщик более 200 спектаклей. В их числе: «Чио-Чио-сан» Д. Пуччини в Театре оперы и балета, г. Фрунзе (1944), «Ревизор» Н.В. Гоголя в Драматическом театре, г. Фрунзе (1945), «Горе от ума» А.С. Грибоедова (1951) и «В поисках радости» В.С. Розова (1957) в Центральном детском театре, г. Москва, «Шторм» В.Н. Билль-Белоцерковского в Театре Армии, г. Прага (1954), «Пушкин» А.П. Глобы (1954, 1961), «Суббота, воскресенье, понедельник» Э. де Филиппо (1962) и «Горное гнездо» по Д.Н. Мамину-Сибиряку (1977) в Театре им. М.Н. Ермоловой, г. Москва, «Безымянная звезда» М. Себастьяну (1957) и «Дым отечества» К.Н. Симонова (1965) в МХАТ, «Живой труп» Л.Н. Толстого в Национальном театре, г. Будапешт (1961), «Дядя Ваня» А.П. Чехова, Белорусский драматический театр, г. Минск (1965), Драматический театр, г. Алма-Ата (1982), «Над пропастью во ржи» по Д. Сэлинджеру (1965) и «Старая дева» И.В. Штока (1966) в Театре Сатиры, г. Москва, «Господин Боркман» Г. Гауптмана в Малом театре, г. Москва (1969), «Бедность не порок» (1973) и «Не было ни гроша, да вдруг алтын» (1986) А.Н. Островского в Драматическом театре, г. Уфа, «Лакме» Л. Делиба (1981), «Пиковая дама» П.И. Чайковского (1990) в Театре оперы и балета, г. Днепропетровск, «Риголетто» Дж. Верди (1995) в Музыкальном театре, г. Омск, «Отелло» У. Шекспира (1996) и «Вишневый сад» Чехова в Русском драматическом театре, г. Владикавказ (1997), «Цена» А. Миллера в Театре Антона Чехова, г. Москва (2000), «Кармен» Ж. Бизе в Театре оперы и балета, г. Красноярск (2003), «Риголетто» Верди в Театре оперы и балета, г. Уфа (2005), «Гамлет» Шекспира в Центральном театре Российской армии, г. Москва (2006). Художник-постановщик кинофильма «Шумный день» («Мосфильм», 1961). Автор статей об изобразительном искусстве в периодической печати, передач на телевидении.

Преподавательская деятельность: художественный факультет ВГИК (1951-61), руководитель мастерской театрально-декорационного искусства МГХИ (с 1962); Руководитель Творческой мастерской театрально-декорационного искусства АХ (с 1992).

Награды: Орден Отечественной войны I степени (1985), «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1998), «За заслуги перед Отечеством» III степени (2008). Благодарность Президента РФ (2003), Награда Союза литераторов Европы и Международного наградного союза Орден «Серебряного Орла» (2008).
Награды РАХ: Золотая медаль АХ (1995).


Сценичность - свойство творчества и личности Курилко-Рюмина Эмоциональный мир оперных и полутона драматических спектаклей - все подвластно романтически утонченному дарованию Михаила Михайловича Курилко-Рюмина. Проникая в жизнь разных эпох, мастер тонко улавливает их особый дух, вникает в суть мировоззрения того или иного времени, художественно осваивая его стиль, и на этой основе строит свою интерпретацию эпохи. Создавая художественное оформление театрального действа, он ищет особую атмосферу, продиктованную драматургией, не навязывая чуждые ей концепции, но сообщая собственный взгляд, свое отношение и переживание. Эскизы Курилко-Рюмина - завершенное пространство спектакля, которое способно принять драматургические коллизии, и где для каждого персонажа найдутся условия развернуть свою тему и построить свой характер. Это пространство благожелательно к другим инициативам, не ущемляя любви и внимания художника к деталям. Казалось бы, нет жестких акцентов, но в то же время ощутимо возникает единый визуальный образ. Мастер мыслит образ спектакля не только воплощенным на сцене, но и предполагает существование эскиза как самостоятельного живописного произведения. В этих живописных интерьерах вещи обретают характеры, схожие с характерами персонажей, вступают во взаимоотношения, напоминающие сюжет пьесы. Так художник достигает точности в передаче настроения пьесы, при всей обобщенности образа пространства возникает конкретный характер времени - XVIII, XIX века или нашего времени. Произведениям Михаила Михайловича, знатока и любителя деталей, конкретностей, свойственна упоительная легкость и деликатность в их использовании. Изящество контуров и силуэтов в его эскизах имеет самоценную красоту, а утонченная игра цвета органично воплощается в динамических и пластических метаморфозах сцены. Мастер вводит актера в свободное пространство, лишенное диктата, но дающее стимул к сотворчеству. Развивая исторические традиции живописного оформления спектаклей, Курилко-Рюмин с интересом ищет новые способы выразительности сценического пространства. Он искренне любит и великолепно знает завораживающий мир театра. Его устные рассказы о вещах, об их судьбе исполнены энтузиазма коллекционера, тонкого знатока истории и раскрывают литературный и актерский дар Михаила Михайловича. Его безукоризненная элегантность, изящество манер даже зрительно обозначают подлинно театрального человека.
Журнал «ДИ» №9-10,2003



Возврат к списку

версия для печати