ЛЕНЯШИН Владимир Алексеевич

Искусствовед.
Родился 22 июля 1940г. в Хабаровске. Живет и работает в Санкт-Петербурге.
Член-корреспондент (1983г.), действительный член (1988г.) Академии художеств СССР; академик Российской академии художеств (Отделение искусствознания и художественной критики, с 1994г.)
Член Президиума PAX (с 1997г.), вице-президент РАХ (с 2005г.)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1981г.)
Член Союза художников РСФСР (1973г.), Ассоциации искусствоведов (1991г.)
Действительный член Петровской академии наук и искусств (1998г.)
Индивидуальный член Международного совета музеев (ИКОМ, …г.)
Доктор искусствоведения (1990г.), Профессор (1987г.)
Образование: Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина (1971г.).
Профессиональная деятельность: заведующий отделом художественной критики (1974-1978гг.), директор (1985-1988гг.), заведующий отделом живописи второй половины ХIХ – начала ХХI вв. (1991-2019гг.) Государственного Русского музея; главный редактор издательства «Художник РСФСР» в Ленинграде (1978-1985гг.), главный ученый секретарь Президиума АХ СССР (1988-1991гг.), член редакционного совета журнала «Культура и искусство» при Российском институте культурологии (с 1992г.), научного электронного журнала Государственного института искусствознания «Художественная культура» (РИНЦ, с 2018г.), редакционного совета «Искусство и дизайн» СПГХПА имени А.Л.Штиглица (с 2021г.).
Основные публикации. Монографии: «Николай Павлович Ульянов» (Л., 1976г.), «Портретная живопись В.А. Серова 1900-х годов» (Л., 1980, 1986гг.), «Борис Сергеевич Угаров» (Л., 1984г.), «...Художников друг и советник: Современная живопись и проблемы критики» (Л., 1985г.), «Василий Григорьевич Перов» (Л., 1987г.), «Валентин Александрович Серов» (Л., 1989г.), «К.С.Петров-Водкин» (СПб, 2001г.), «Илья Репин» (М., 2004г.), «Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования» (СПб, 2014г.).
Автор-составитель и научный редактор изданий: «Государственный Русский музей» (Л., 1987); «Илья Ефимович Репин» (СПб, 1995); каталог выставки к столетию выставки русских и финляндских художников 1898 года «Мир искусства» (ГРМ и Музей изобразительного искусства Финляндии «Атенеум», СПб, 1998); «Портрет в России. ХХ век (из собрания Государственного Русского музея)» (СПб, 2001); «Модерн в России» (М., 2010), «Научные труды. Выпуск 16, январь/март 2011. Проблемы развития отечественного искусства» (РАХ, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, 2011); «Научные труды. Выпуск 44, январь/март 2018. Проблемы развития отечественного искусства» (Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при РАХ, 2018); «Научные труды. Выпуск 52, январь/март 2020. Проблемы развития отечественного искусства» (Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при РАХ, 2020).
Научные статьи: «Мир искусства» как мир искусства // «Мир искусства», каталог выставки к столетию выставки русских и финляндских художников 1898 года (СПб, 1998. С.13-26); Суриков – почва и судьба // Василий Суриков в Русском музее (СПб, 1998. С.4-22); Портрет столетия // Портрет в России. ХХ век (из собрания Государственного Русского музея). Альманах. Вып.10. (СПб, 2001. С.5-47); Врубель – «скорбь глубочайшего счастья» // Михаил Врубель (из собрания Русского музея). Альманах. Вып.151 (СПб, 2006. С.5-10); Дорога-путь как пластическая и поэтическая парадигма русской живописи ХIХ-начала ХХ в. // Научные труды. Выпуск 16, январь/март 2011. Проблемы развития отечественного искусства (РАХ, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина, 2011. С.96-107); Не о классицизме… // Неоклассицизм в России. Русский музей. Альманах. Выпуск 212 (СПб, 2008. С.5-10); Двоичность как смысловая и пластическая парадигма отечественного изобразительного искусства // Ассоциация искусствоведов (АИС). Петербургские искусствоведческие тетради. Статьи по истории искусства. Выпуск 26. (СПб, 2013. С.244-250); От «осознанной необходимости» к «оттепели» - этапы большого пути // Научные труды. Выпуск 36, январь/март 2016. Проблемы развития отечественного искусства. Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при РАХ, 2016. Сс.154-169; Русский импрессионизм: формулы стиля и реальность// Научные труды. Выпуск 44, январь/март 2018. Проблемы развития отечественного искусства. (Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при РАХ, 2018. С.69-81); Символизм К.С.Петрова-Водкина – антиномии формы и смысла// Научные труды. Выпуск 52, январь/март 2020. Проблемы развития отечественного искусства. (Министерство культуры Российской Федерации, Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина при РАХ, 2020. С.164-175).
Автор графических листов в технике пастели. Персональные выставки состоялись в художественных музеях Владивостока, Хабаровска и Южно-Сахалинска совместно с Н.Леняшиной в 2006 году. Произведения представлены в собраниях Приморской государственной картинной галереи (Владивосток), Дальневосточного художественного музея (Хабаровск), Сахалинского областного художественного музея (Южно-Сахалинск) и других музеев.
Педагогическая деятельность: заведующий кафедрой русского искусства (с 1980г.), профессор (с 1987г.) Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина (сейчас - Санкт-Петербургская академия художеств имени И.Е.Репина).
Общественная деятельность: член жюри Всероссийской премии искусств «Созидающий мир» в Санкт-Петербурге (с 2023г.).
Государственные и общественные награды: Премия Ленинского комсомола за работу в сфере художественной критики (1980г.); Государственная премия РСФСР имени И.Е.Репина за книги «…Художников друг и советник. Современная живопись и проблемы критики» и «Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов. Основные проблемы» (1987г.); Благодарность министра культуры Российской Федерации «За заслуги перед Отечеством в деле сохранения национального достояния и в связи с 50-летием Международного Совета музеев» (1996г.); Орден Дружбы (1998г.); Нагрудный знак «За достижения в культуре» Министерства культуры Российской Федерации (2000г.); Медаль «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2004г.); Диплом лауреата международной премии имени А.Г.Небольсина «За большой вклад в развитие Отечественного искусства и педагогическую деятельность» (2010г.); Благодарность губернатора Санкт-Петербурга «За заслуги в научно-исследовательской деятельности и создание книги «Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования» (2014г.); Международная премия в области изобразительного искусства имени А.А.Пластова (2013г.); Орден Почета (2016г.); Премия имени Ивана Егоровича Забелина за исследование «Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования» (2016г.); Диплом Санкт-Петербургской общественной организации художников-инвалидов «Международный университет» «За высочайший образец служения России, за огромный вклад в развитие художественного искусства России, за высочайший профессионализм и в связи с 80-летием» (2020г.).
Награды РАХ: Серебряная медаль АХ СССР за книгу «Портретная живопись В. А. Серова 1900-х годов. Основные проблемы» (1982г.); Медаль «За заслуги перед Академией» РАХ (2007г.); Медаль «Достойному» РАХ (2015г.); Медаль «Шувалов» (2016г.); Золотая медаль РАХ за многолетнюю плодотворную творческую деятельность и в связи с 80-летием (2020г.); Диплом РАХ за книгу «Василий Григорьевич Перов» (2021г.).
С именем Владимира Алексеевича Леняшина ассоциируются не только базовые труды по истории русского искусства второй половины ХIХ - ХХ веков, но и в целом образ петербургской школы искусствознания. Он является одним из крупнейших современных исследователей отечественной живописи в контексте мировой культуры.
Большая часть творческой жизни В.А.Леняшина связана с Русским музеем, где он проработал около 40 лет (с перерывами): с 1974 по 1978 старшим научным сотрудником и заведующим отделом художественной критики, с 1985 по 1988 директором; с 1991 по 2019 год заведующим отделом живописи второй половины Х1Х – нач. ХХ1 веков.
Его музейная деятельность нашла достойное воплощение в организации выставок и сопутствующих им каталогах, альбомах, многочисленных статьях, посвященных истории отечественного искусства и творчеству ее видных представителей: В.Г.Перова, И.Е.Репина, В.А.Серова, В.И.Сурикова, М.А.Врубеля, К.С.Петрова-Водкина, З.Е.Серебряковой. Особое место занимает монография «Портретная живопись В.А.Серова 1900-х годов. Основные проблемы», отмеченная Государственной премией И.Е.Репина.
Значителен вклад В.А.Леняшина в разработку проблем стадиального развития европейской живописи и уникальных особенностей русской национальной школы. Это нашло отражение в концептуальной разработке и организации проблемных выставок и издательских проектов: реализм («Святые шестидесятые»), отечественные стилистические варианты импрессионизма, символизма, модерна, неоклассицизма, раннего авангарда, вплоть до социалистического реализма («Советский миф», 2014), искусства «оттепели» («Время перемен», 2006), обобщающих трудов - «Портрет ХХ век» (2001), «ХХ век в Русском музее» (2008) и семантических экспозиций – «Двое» (2002), «Дорога и путь в русском искусстве» (2004). За выставочный проект «Русский реализм второй половины ХХ века» (2012) удостоен Международной премии в области изобразительного искусства имени А.А.Пластова. Итогом научно-исследовательского творчества В.А.Леняшина стала монография «Единица хранения. Русская живопись – опыт музейного истолкования» (2014), получившая профессиональное и общественное признание.
В качестве академика, члена Президиума, вице-президента Российской Академии художеств В.А.Леняшин проявляет высокие организаторские способности, осуществляет руководство и координацию научно-творческой деятельности академических учреждений в Санкг-Петербурге, способствуя формированию общероссийского культурного пространства.
Как профессор, заведующий кафедрой русского искусства в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина (ныне Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина), много делает для воспитания новых поколений искусствоведов, историков искусства и критиков. Под его руководством защищено более 50 кандидатских диссертаций, подготовлены высококвалифицированные специалисты для всех регионов нашей страны, успешно работающие в музеях, учебных заведениях и местных отделениях РАХ и Союза художников России.
Иллюстрация в тексте: портрет В.А. Леняшина. Фото: Василий Воронцов.
версия для печати