МЕССЕРЕР Борис Асафович
Художник театра, график, живописец, дизайнер, скульптор, архитектор.
Родился 15 марта 1933 года в Москве. Живет и работает в Москве.
Академик Российской академии художеств (Отделение театрально- и кинодекорационного искусства, с 1997г.); Член Президиума (с 2001г.), академик-секретарь Отделения театрально- и кинодекорационного искусства РАХ (с 2012г.).
Народный художник Российской Федерации (1993г.)
Член Союза художников СССР, России (1960г.), Союза театральных деятелей России (1964г.), Московского Союза художников (1992г.), Союза кинематографистов России (1995г.).
Образование: Московский архитектурный институт (1956г.), где учился у Б.С.Мезенцева, А.А.Дейнеки, А.В.Фонвизина.
Профессиональная деятельность: главный художник МХАТ им.А.П.Чехова (1990-1997гг.).
Основные проекты и произведения. Работы в области сценографии: «Третье желание» В.Блажека (1960г.), «Старшая сестра» (1962г.) и «Назначение» (1963г.) А.Володина, «Сирано де Бержерак» Э.Ростана (1964г.) в Театре «Современник»; «Подпоручик Киже» С.Прокофьева (1963г.), «Кармен-сюита» Ж.Бизе- Р.Щедрина (1967г.), «Конек-горбунок» Р.Щедрина (1999г.), «Светлый ручей» Д.Шостаковича (2003г.) в Большом театре; «Пиковая дама» П.Чайковского (1964г.) в Оперном театре, Лейпциг; «Ромео и Джульетта» П.Чайковского (1968г.) в Театре оперы и балета им. З.П.Палиашвили, Тбилиси; «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» по А.Линдгрен (1968г.), «Самоубийца» Н.Эрдмана (1982г.) в Театре Сатиры; «Дальше – тишина» В.Дельмара (1969г.), «Орнифль, или Сквозной ветерок» Ж.Ануя (1985г.) в Театре им.Моссовета; «Сладкоголосая птица юности» Т.Уильямса (1975г.), «Принц и нищий» по М.Твену (1980г.), «Трагики и комедианты» В.Арро (1991г.), «Горе от ума» А.Грибоедова (1992г.), «Борис Годунов» А.Пушкина (1994г.), «Преступление и наказание» по Ф.Достоевскому (1995г.), «Привидения» Г.Ибсена (1999г.) в МХАТе; «Левша» Б.Александрова в Театре оперы и балета им. С.М.Кирова, Ленинград (1976г.); «Спартак» А.Хачатуряна в Театре оперы и балета им. А.А.Спендиарова, Ереван (1978г.); «Три возраста Казановы» М.Цветаевой в Театре им.Евг.Вахтангова (1985г.); «Фауст» по И.-В.Гете в Театре на Таганке (2002г.), «Синяя птица» М.Метерлинка в Центральном театре кукол им.С.В.Образцова (2013г.), «Школа жен» В.Мартынова в Театре «Новая опера» (2014г.).
Художник-постановщик кинофильмов и телеспектаклей: фильмы «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» (1971г.), «Лев Гурыч Синичкин» (1974г.), «Двенадцать стульев» (1977г.), «Романовы – венценосная семья» (2000г.), телеспектакли «Кармен-сюита», «Подпоручик Киже» и др.
Работы в области станкового искусства: живописные серии «Самарканд – Бухара» (…г.), «Сванетия» (…г.), «Города Прибалтики» (…г.), «Петербург. Белые ночи» (…г.), «Балерины» (…г.), «Интерьеры» (…г.), «Беспредметные композиции» (…г.), «Белые ночи» (…г.); серии крупноформатных многоцветных офортов, в том числе «Натюрморты со старинными предметами» (…г.), «Танцы в стиле ретро» (…г.); серии акварелей - «Таруса» (…г.), «Портреты Беллы Ахмадулиной» (…г.), «Цветы» и других.
Инсталляции: «Реквием по Венедикту Ерофееву» (2001г.), «Сказка о дожде» (1994-1995, 2002гг.), «Посвящение Метрополю» (1994-2013гг.), Реквием по Венедикту Ерофееву (1999 – 2013гг.), «Обыск» (2013г.).
Работы в области дизайна выставок: «Москва – Берлин, 1900-1950» (1996г.), «Русский придворный костюм» (2000г.), « Россия – Италия. Сквозь века. От Джотто до Малевича» (2005г.), «Феллини!» (2005г.), «Маски. От мифа до карнавала» (2006г.), «Уильям Тернер» (2008г.), «Пикассо» (2010г.), «Сальвадор Дали» (2011г.), «Уильям Блейк и британские визионеры» (2011г.), «Воображаемый музей» (2012г.), «Прерафаэлиты: викторианский авангард» (2013г.), «Шедевры Тициана из музеев Италии» (2013г.) в ГМИИ им. А.С.Пушкина; «Художники Большого театра за 225 лет» (2001г.) в ЦВЗ (Манеж); «Сто и двенадцать стульев» (2000г.), «Пиковая дама. Карты в жизни. Жизнь в картах» (2002) в Государственном историческом музее, «Ситцевая Россия» (2010г.) в Музее декоративно-прикладного искусства в Москве.
Работы в области монументальной скульптуры: памятник Б.Ахмадулиной в Тарусе (2013г.); мемориальная памятная доска В.Аксенову в Москве (2022г.).
Автор и составитель книги воспоминаний «Промельк Беллы» (2016г.), издания «Театр Бориса Мессерера» (2014г.); соавтор совместно с Б.Ахмадулиной книг-альбомов «Таруса» (2009г.), «Белые ночи» (2012г.).
Произведения находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Государственного Русского музея, Государственного центрального театрального музея им. А.А.Бахрушина, Музея музыкальной культуры им. М.И.Глинки, Музея Большого театра, Музея С.С.Прокофьева, Государственного литературного музея А.С.Пушкина, Московского музея современного искусства, а также в частых собраниях в России и за рубежом.
Персональные выставки: Выставочный зал Московской организации Союза художников РСФСР (ул. Вавилова,65, 1981г.), Союз художников Грузии, Тбилиси (1984г.), Союз театральных деятелей, Ленинград (1986г.), Московский Дом художника (1990, 1993гг.), Российская академия художеств (1994, 2005гг.), ГМИИ им. А.С.Пушкина (2000, 2005гг.), ЦВЗ – Манеж (2003г.), Государственная Третьяковская галерея (2008, 2013гг.), Музей им. Н.Рериха (2009г.), Музей музыкальной культуры им. М.И.Глинки (2009г.); Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме (2018, 2020, 2023гг.), Российская академия художеств (2018, 2021гг.), филиал ГЦТМ им. А.А.Бахрушина на Ордынке (2019г.); Российская государственная библиотека искусств (2021г.). Выставки акварелей прошли в залах Москвы (2009, 2010, 2011гг.), Санкт-Петербурга (2011, 2012гг.), Тарусы (2011г.), Перми, Кирова, Калуги, Тулы (2012г.).
Общественная деятельность: Председатель правления секции художников театра, кино и телевидения Московского союза художников (1992–2012гг.); президент российского центра Международной организации сценографов, техников и театральных архитекторов – ОИСТАТ (с 2003г.).
Государственные и общественные награды и премии: Государственные премии РФ (1995, 2002гг.), Серебряная медаль Международной выставки Квадриеннале сценографии в Праге (2003г.),Орден Почета (2003г.), театральная премия «Хрустальная Турандот» (2008г.), Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2008г.), Премия имени Н.В.Гоголя (Италия, 2011), Премия им. О.Янковского (2013г.), Премия им. Н.Рериха (2013г.), Орден Дружбы (2013г.).
Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль АХ СССР (1987г.); Золотая медаль РАХ (2002г.); Орден «За служение искусству» (2013г.).
Мессерер: своевольные фантазии удостоверяют реальность.
Театр и архитектура, живопись и графика, дизайн, инсталляции - многие виды искусства тесно взаимодействуют в творчестве Бориса Асафовича Мессерера. Он объединяет или противопоставляет их, раскрывает их новые возможности, создает новый язык искусства. Поисковый характер творчества мастера выдвигает его в ряд академиков, соединяющих вековые традиции Академии художеств с современным миром искусства, его парадоксальным языком. Смелая театральная «архитектура» Мессерера формирует завершенные и ясные пластические решения. Соединяя и сталкивая в своих композициях предметы разного масштаба, контрасты цвета и многообразие фактур, он наделяет их иными смыслами. Силуэт и линия имеют предпочтения у мастера, они диктуют характер графического языка, создают линейно-ритмические напряжения. Театральное начало сообщает произведениям свойства волнующего зрелища, когда художник создает не столько декорации, но, скорее, пространство, которое обретает природу знака и адресовано игре нашего воображения. Творчество мастера поднимает из глубин нашей памяти пласты искусства разных эпох, стилей, давно освоенных и хорошо обжитых им самим и представленных нам уже в личностной трактовке художника. В образах, живущих во времени как в едином потоке, прошлое звучит в ритмах настоящего, в которых предчувствуется будущее. Такое отношение к миру предполагает одинаковую значимость всех предметов и явлений, возможную трансформацию их смыслов и значений - потому интерес художника вызывает все, на что обращается его взгляд. В его живописные фантазии, эстетические привязанности, ностальгические переживания иронических инсталляций могут попасть любой предмет, образ, мысль - и получить неожиданную пластическую интерпретацию, обрести новый смысл. Творческий «театр» Мессерера распространяется и на его графику - серии цветных автолитографий-ретроспекций с их комичными персонажами-шаржами или серии абстрактных композиций удивляют гармонической связью абсолютно противоположных персонажей-предметов. Художественная чуткость, раскрепощенность воображения, открытость всем проявлениям искусства дают возможность мастеру находить новые пути творчества в жизни и жизни в творчестве.
Журнал «ДИ» 9-10, 2003
версия для печати