НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна


НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна

Живописец. Персональный сайт: http://artsnazarenko.com/ 
Родилась 24 июня 1944г. в Москве. Живет и работает в Москве. 

Академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2001г.)
Народный художник Российской Федерации (2014г.) 

Образование: Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (1968г.). Училась у Д. Д. Жилинского и А. М. Грицая. Работала в творческой мастерской АХ СССР у Г. М. Коржева (1968-1972гг.) 

Среди основных работ: «Пугачев» (1980г.), триптих «Мастерская» (1983г.), «Домашний концерт» (1986г.), «Зрители» (1988г.), диптих «Счастливая старость» (1988г.), «Маленький оркестр» (1989г.), «Обломки» (1990г.), «Памятник истории» (триптих, 1992г.), «Время» (триптих, 1992г.), «Трапеза» (1992г.), «Безумный мир» 4 части (1992г.), «Заклинание» 8 частей (1995г.).
С 1996г. выполняет крашеные фанерные работы: «Переход» инсталляция из 120 работ (1996г.), «Мой Париж» 50 работ (1997г.).

Произведения представлены в крупнейших музея Москвы и Санкт-Петербурга, Национальном музее «Женщины в искусстве» и Национальном еврейском музее в Вашингтоне, Музеях современного искусства в Софии и Будапеште, в Хельсинки, Пекине, Берлине, Братиславе и других художественных музеях мира и России, а также в частных коллекциях Германии, США, Финляндии, Японии, Франции, Швейцарии, Англии, Италии, Австрии, Голландии.

Персональные выставки: участник выставок с 1966г.

Государственная, общественная и педагогическая деятельность:
Профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (1999г.)

Государственные и общественные награды и премии:
Премия Российской Федерации за серию живописных произведений «Татьянин день» (1992-1993) (1993г.)

Награды Российской академии художеств:
Серебряная медаль Академии художеств СССР 1988г. за картины «Верочка в свадебном платье» (1987г.), «Большое окно» (1985г.)
Орден «За служение искусству РАХ» (2017г.)


Назаренко: чувства, претворенные в сюжет Особый контраст широкого смыслового содержания, исповедальной интонации и гротескной пластики составляют нерв живописи Татьяны Григорьевны Назаренко. Ее искусство уже стало классикой и по своей значимости достойно называться академическим в новом понимании этого слова, не сводимого к единству стиля, но выраженного яркостью, своеобразием индивидуального почерка. В своих произведениях художница умеет объединить казалось бы несовместимое - классическое искусство, традиции советской реалистической школы и приемы различных авангардных направлений ХХ века: неопримитивизма, экспрессионизма, сюрреализма. Живопись Назаренко всегда отражала бурный характер творческого поиска, острых переживаний. Внутренний драматизм, пожалуй, единственный бессменный спутник произведений мастера. И в работах, ориентированных на гуманистические ценности, и в откровенно саркастических произведениях с гротесковой деформацией форм есть та форсированность интонаций, в которой очевидно еле сдерживаемое напряжение. Жанровый диапазон художницы весьма широк: натюрморты, пейзажи, портреты, бытовые сцены. Она с увлечением создает инсталляции, занимается фотографией, смело и открыто откликаясь на живые вибрации современного искусства, но при этом всегда умеет найти в разных жанрах и видах искусства выразительные средства, сохраняющие ее собственный язык. Безусловно, это свидетельство высокого профессионализма. Структуру каждой работы Назаренко составляет серьезная разработка сюжета, композиции, колорита. Эти «три кита» имеют одинаковую важность в любых творческих проявлениях художницы. И еще - во всех произведениях всегда узнаваема она сама, с широтой ее интересов, культурным кругозором, парадоксальной ассоциативностью мышления. Для художницы нет смысловой замкнутости того или иного сюжета. Для нее Время, История - категории, составляющие единое пространство, в котором главное - Человек. Глобальность влияния личности и таинство интимной жизни одинаково влекут ее: смех и слезы, любовь и ненависть, дружба и предательство, одухотворенность и страсть - стихии, составляющие творчество Татьяны Назаренко. Знамение обновленной Академии - это приход Назаренко в качестве преподавателя в Академический институт им. В.И. Сурикова. Такая неоднозначная личность, сложный художник, сильный человек, она сообщает самой профессии художника новый диапазон. Ее творческая судьба и даже она сама - красивая, стройная, элегантная, светящаяся - меняют представление общества и тем более молодых людей, студентов, о художнике, его образе жизни. Знаменательно, что студенты берут за образец не только ее творчество, но и в целом - интонацию личности. 

Журнал "ДИ" № 9-10, 2003



Возврат к списку

версия для печати