НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна


НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна

Живописец. Персональный сайт: nazarenkoart.com
Родилась 24 июня 1944 года. в Москве. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент (1998г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2001г.)
Член Президиума РАХ (2001г.)

Народный художник Российской Федерации (2014г.)
Заслуженный художник Российской Федерации (2003г.)
Член Союза художников СССР, России (1969)

Образование: Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова (1968г.), где училась у Д.Д.Жилинского и А.М.Грицая; Творческая мастерская Академии художеств СССР под руководством Г.М.Коржева (1968-1972гг.).

Основные произведения. Живопись: «Пугачев» (1980г.), триптих «Мастерская» (1983г.), «Домашний концерт» (1986г.), «Зрители» (1988г.), диптих «Счастливая старость» (1988г.), «Маленький оркестр» (1989г.), «Обломки» (1990г.), триптих «Памятник истории» (1992г.), триптих «Время» (1992г.), «Трапеза» (1992г.), серия «Безумный мир» (1992г.), серия «Заклинание» (1995г.), цикл «Фамильный альбом» (2010-2011г.), «Саломея» (2013г.), «Венецианский карнавал» (2014г.), «Победа» (2018г.).
Обманки-инсталляции: «Переход» из 120 работ (1996г.), «Московский стол» (1997г.), «Мой Париж» 50 работ (1997г.).

Произведения представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Московского музея современного искусства, Музейно-выставочного комплекса Российской академии художеств, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева, Тверской областной картинной галереи, Национального музея «Женщины в искусстве» и Национального еврейского музея в Вашингтоне, Музеях современного искусства в Софии и Будапеште, в Хельсинки, Пекине, Берлине, Братиславе и других художественных музеях мира и России, а также в частных коллекциях Германии, США, Финляндии, Японии, Франции, Швейцарии, Англии, Италии, Австрии, Голландии.

Участник выставок с 1966 года. Персональные выставки прошли в Киеве, Одессе, Львове (1987г.), Леверкузене (ФРГ, 1987г.), Центральном доме художника (Москва, 1989), Мраморном дворце Государственного Русского музея (Санкт-Петербург, 2006г.), галерее «Волга» (Москва, 2007, 2008гг.), галерее «КвадраТ» (Санкт-Петербург, 2007г.), Вологодской областной картинной галерее (2008г.), Рязанском государственном областном художественном музее им. И.П.Пожалостина (2011г.), галерее «Арка» (Москва, 2018г.), залах Российской академии художеств (Москва, 2019г.), в Люцерне (Швейцария, 2019-2020гг.), Московском музее современного искусства (2020г.), в Плёсе (2021г.), Ярославском художественном музее (2021г.), Тверском императорском дворце (2022г.), Нижнетагильском музее изобразительных искусств (2023г.), Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2024г.), Галерее «МастАРТ» (Москва, 2024г.) и другие.

Педагогическая деятельность: профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (1999-2016гг.)

Государственные и общественные награды и премии: лауреат премии Московского комсомола за картину «Казнь народовольцев» (1972г.), первая премия на Международной выставке в Софии (Болгария, 1976г.), Государственная премия Российской Федерации за серию живописных произведений «Татьянин день» (1993г.), лауреат Независимой премии «Триумф» (2008г.).

Награды Российской академии художеств: Серебряная медаль Академии художеств СССР (1988г.) за картины «Верочка в свадебном платье» (1987г.), «Большое окно» (1985г.); Орден «За служение искусству» РАХ (2017г.), Медаль «За заслуги перед Академией» РАХ (2019г.), Диплом (2019г.), Медаль «Достойному» (2021г.), Почетная грамота Президента РАХ (2022г.); Благодарности (2009, 2011, 2013, 2019, 2021).


«Назаренко: чувства, претворенные в сюжет»
Особый контраст широкого смыслового содержания, исповедальной интонации и гротескной пластики составляют нерв живописи Татьяны Григорьевны Назаренко. Ее искусство уже стало классикой и по своей значимости достойно называться академическим в новом понимании этого слова, не сводимого к единству стиля, но выраженного яркостью, своеобразием индивидуального почерка. В своих произведениях художница умеет объединить казалось бы несовместимое - классическое искусство, традиции советской реалистической школы и приемы различных авангардных направлений ХХ века: неопримитивизма, экспрессионизма, сюрреализма. Живопись Назаренко всегда отражала бурный характер творческого поиска, острых переживаний. Внутренний драматизм, пожалуй, единственный бессменный спутник произведений мастера. И в работах, ориентированных на гуманистические ценности, и в откровенно саркастических произведениях с гротесковой деформацией форм есть та форсированность интонаций, в которой очевидно еле сдерживаемое напряжение. Жанровый диапазон художницы весьма широк: натюрморты, пейзажи, портреты, бытовые сцены. Она с увлечением создает инсталляции, занимается фотографией, смело и открыто откликаясь на живые вибрации современного искусства, но при этом всегда умеет найти в разных жанрах и видах искусства выразительные средства, сохраняющие ее собственный язык. Безусловно, это свидетельство высокого профессионализма. Структуру каждой работы Назаренко составляет серьезная разработка сюжета, композиции, колорита. Эти «три кита» имеют одинаковую важность в любых творческих проявлениях художницы. И еще - во всех произведениях всегда узнаваема она сама, с широтой ее интересов, культурным кругозором, парадоксальной ассоциативностью мышления. Для художницы нет смысловой замкнутости того или иного сюжета. Для нее Время, История - категории, составляющие единое пространство, в котором главное - Человек. Глобальность влияния личности и таинство интимной жизни одинаково влекут ее: смех и слезы, любовь и ненависть, дружба и предательство, одухотворенность и страсть - стихии, составляющие творчество Татьяны Назаренко. Знамение обновленной Академии - это приход Назаренко в качестве преподавателя в Академический институт им. В.И. Сурикова. Такая неоднозначная личность, сложный художник, сильный человек, она сообщает самой профессии художника новый диапазон. Ее творческая судьба и даже она сама - красивая, стройная, элегантная, светящаяся - меняют представление общества и тем более молодых людей, студентов, о художнике, его образе жизни. Знаменательно, что студенты берут за образец не только ее творчество, но и в целом - интонацию личности.
Журнал «ДИ» № 9-10, 2003

Иллюстрация в тексте: Т.Г. Назаренко. Автор фото: ....



Возврат к списку

версия для печати