НИКОНОВ Павел Федорович


НИКОНОВ Павел Федорович

Живописец, график.
Родился 30 мая 1930 года в Москве. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент (1997г.), академик Российской академии художеств (Отделение живописи, с 2001г.)
Член Президиума РАХ (с 2001г.)

Народный художник Российской Федерации (1994г.)

Образование: Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова (1956г.), где учился у В.Г. Цыплакова, П.П. Соколова-Скаля, Н.Х. Максимова и П.Д. Покаржевского.

Основные работы: «Геологи» (1962г., холст, масло, 185х225), «Пир» (1968г., холст, масло, 107x130), «Первый сне» (1977г., холст, масло, 38,9х43,6), «Гроза» (1986г., холст, масло, 80х100), «Кузнецы» (1995г., холст, масло, 110х110), «Натюрморт с окном» (1999г., холст, масло, 50х61), «Салют победы» (2001г., холст, масло, 170x190), «Натюрморт с лежащей кружкой» (2003г., холст, масло, 40х47), «В интерьере» (2015г., холст, масло, 50х60), «Тайная вечеря» (2020г., холст, масло, 200х200) и многие другие.

Произведения представлены в коллекции Государственной Третьяковской галереи (Москва), Государственного Русского музея (Санкт-Петербург), Музее Москвы, Нижегородского государственного художественного музея, Дальневосточного художественного музея, Вологодской областной картинной галереи, Оренбургского областного музея изобразительных искусств, Курской государственной картинной галереи имени А.А. Дейнеки, Пермской государственной художественной галереи, Тверской областной картинной галереи, Центре искусств королевы Софии, в фондах Музейно-выставочного комплекса Музейно-выставочного объединения Российской академии художеств (Москва) и Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств (Санкт-Петербург), в частных собраниях в России и за рубежом.

Участник выставок с 1960-х гг. Персональные выставки: «Павел Никонов. Живопись, графика. 1980—2004» в Государственной Третьяковской галерее (Москва, 2005г.), «Павел Никонов» в Государственном Русском музее (Санкт-Петербург, 2008г.), «Деревня Алексино как центр мироздания» в галерее «КвадраТ» (Санкт-Петербург, 2008г.), «Тогда и теперь» в галерее «Ковчег» (Москва, 2013г.), «Новый Никонов» в выставочном зале Государственного музея А.С. Пушкина (Москва, 2018г.), «Павел Никонов. Время бури» в Итальянском зале Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (Санкт-Петербург, 2020г.), «Павел Никонов. Живопись наблюдений» (2020г.) в залах Российской академии художеств (Москва), «Павел Никонов. Живопись, графика» в Рязанском государственном областном художественном музее имени И.П. Пожалостина (2021г.), «Никонов Павел. В потоке времени. Пастель, акварель, темпера» в галерее Назарова (Липецк, 2023г.), «Осень патриарха» в галерее «Открытый клуб» (Москва, 2024г.).

Педагогическая деятельность: руководитель мастерской станковой живописи в МГАХИ имени В.И. Сурикова (1998-2006гг.).

Государственные и общественные награды: золотая медаль на Всесоюзной художественной выставке 1957-1958 гг. за картину «Октябрь» (1954г.); Первая премия на V международной выставке реалистической живописи в Софии (Народная Республика Болгария, 1985г.) за картину «Деревенские похороны» (1985г.); премия имени П.П. Кончаловского одноименного фонда (1991г.); Орден Почёта (2001г.); Государственная премия Российской Федерации (2002г.).

Награды Российской академии художеств: Золотая медаль Академии художеств СССР за работы, представленные на персональной выставке 1990 года в Москве (1991г.); Орден «За служение искусству» РАХ (2015г.).


Новаторские устремления и академическая школа, реалистическая сущность и абстрактная форма - в этом весь строптивый характер произведений Павла Никонова. Его творчество прошло испытание бурей и натиском 1960-х, нелегким лидерством в рамках «сурового стиля», выстояло в аморфной политической ситуации 1980-х и получило новое дыхание в атмосфере живописных исканий последних десятилетий XX века. Произведениям художника свойственны живое восприятие действительности, поиск новой пластической выразительности, и вместе с тем есть определенный круг идей, образов, мотивов, которые неизменно притягивают внимание мастера. Противоположные интонации лирики, юмора, трагедии часто составляют сложный мотив работ художника. Виртуозный, быстрый, точный рисунок органично воплощает полифонию темы. И все же заглавную партию играет живописная стихия. Ее сложные нюансы и отношения создают интригу драматургии, расставляют акценты в пространстве картины. Эмоциональная субстанция живописи становится выразителем глубоких переживаний, сокрытых в едва ли примечательных на первый взгляд событиях, обыденных ситуациях. Характер пространства и конкретность времени, в которые помещен человек, намеренно индеферентны, и это сообщает сюжету структуру философской притчи. Не признавая формальных рамок сюжета, художник создает динамичное, живое пространство длящегося «пути», в котором человек - вечный странник. В то же время для художника важно непосредственное «натурное» наблюдение, ассоциации, выстраиваемые в прямой связи с увиденным. Его бытописательские сюжеты, пейзажи, портреты и натюрморты - как правило не сочиненные образы, а реальные картины жизни, их эмоционально-обобщенное прочтение. Свободные от каких либо догм и установок, художественные притчи Никонова с трудом ассоциируются с привычным пониманием академического искусства. И вместе с тем - раскрывают суть новых процессов в искусстве, когда яркая индивидуальность, мастерство и непредсказуемые виражи художнической интуиции становятся фактором творческого успеха.

Журнал "ДИ" 9-10, 2003

Иллюстрация в тексте: П.Ф. Никонов на открытии персональной выставки «Павел Никонов. Живопись наблюдений» в Российской академии художеств, 2020 год. Фото: Иван Новиков-Двинский, пресс-служба РАХ.



Возврат к списку

версия для печати