СИДОРОВ Валентин Михайлович (1928-2021)


СИДОРОВ Валентин Михайлович (1928-2021)
Живописец.
05.05.1928, д. Сорокопенье Тверской губ. - 09.01.2021. Жил и работал в Подмосковье и Москве.

Член-корреспондент Академии художеств СССР (1975), действительный член АХ (1988), член Президиума АХ (1988-2009). 
Действительный член президиума АХ Киргизии (1998), почётный член АХ Узбекистана (2004).
Заслуженный художник РСФСР (1974), Народный художник РСФСР (1979), Народный художник СССР (1988), Народный художник Украины (2004), профессор (1996).

Государственные награды: Государственные премии СССР (1984), РСФСР им. И.Е. Репина (1974),
РФ (1997), ордена «За Заслуги перед Отечеством» IV степени (2003), III степени (2008), Благодарность Президента РФ (2001).

Образование:
Художественная студия Дома пионеров, Москва (1940-42), у А.М. Михайлова, МСХШ (1943-48), у М.В. Доброседова, ИЖСА (1948-52), у П.П. Белоусова, Р.Р. Френца, И.П. Степашкина, МГХИ (1952-54), у Ф.П. Решетникова, В.Г. Цыплакова и П.И. Котова.

Среди произведений: «Март 1945 года. Подрезково» (1945), «Вечер. Околица Коровина» (1947), «Волга. Мокрый день» (1951), «В полдень. Коровино» (1952), «Будущий тракторист» (1954), «Ночью был ветер. Антоновка» (1955), «Майский дождик» (1957), «Гроза прошла» (1957-59), «Март. Лед повезли», «С гор вода» (оба - 1958), «Майским утром. На плотине» (1958-60), «Апрель. В школу» (1960), «Звонкая осень» (1961), «На тёплой земле», «Под августовские росы», «Под яблоней» (все - 1962), «Весенний сад», «Первый венец», «Вёрсты», «Белым снегом» (все - 1964), «Ранний снег» (1965), «Качели», «Праздник» (оба - 1967), «Утихли грозы», «Сеятели» (оба - 1968), «Гаснет день» (1968-69), «Последний снег», «Скворечники опустели», «Вечер. Тихо. Тает снег», «Пора безоблачного неба», «Утро» (все - 1969), «Миром», «Первая зелень. Розовый конь», «Тропинка» (все - 1970), «Потянулись птицы к югу», «Егорьев день», «Дом опустел» (все - 1971), серия «Моя Родина» (1972-73), «Берёзовый ветер» (1973-79), «Сенокосное утро» (1974), «Полдень», «Июльский вечер», «Дорога и колокол», «День Победы», «Прятки» (все - 1975), «Сенокосная страда», «Над полями синий вечер» (оба - 1976), «Майские сумерки», «Моя школа», «Утром на Подоле», «Дорогами детства», «Ясным днем 22 июня» (все - 1977), «Гроза идёт» (1980), «Откуда берётся речка Дубровка» (1980-81), «Тихая моя Роди¬на» (1985), «Вечер. Сено убрали» (1988-92), «Весна. Высокое небо» (1990-96), «Июльский вечер» (1994), «Тихая моя Родина» (1994-95), «Сенокосное утро», «Скрипят тяжёлые телеги» (оба - 1995), «На обочине» (1998-99), «Два тополя» (1999), «Родительский камень» (2001), «Полчаса тишины» (2001-02), «Святая гора», «Весенняя земля» (оба - 2002), «В начале мая» (2003), «Подошёл я к прогону» (2004), «Дома. С войны вернулся» (2005). 
Произведения представлены в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее. 
Участник выставок в России и за рубежом (Польша, Чехия, Румыния, Италия, Япония, Франция, Великобритания, Германия, Сербия, Иордания, Китай).

Преподавательская деятельность: МГХИ (с 1994), руководитель мастерской станковой живописи (с 1998).

Общественная деятельность: Член СХ (1958), секретарь правления СХ РСФСР (1972-85), I-й секретарь правления СХ РСФСР (1985-87), председатель правления СХ России(с 1987), президент Международной конфедерации союзов художников (МКСХ) (с 1994).
Член Союза писателей России (2003).
Руководитель Академической дачи, г. Вышний Волочёк (1960-66).

Автор литературных произведений («Край вдохновения», 1984; «Гори, гори ясно», 2001), ряда статей по вопросам культуры и искусства.

Награды ведомственные и другие: Золотая медаль РАХ (1996), Серебряная медаль АХ (1972), Золотая Пушкинская медаль «За вклад в культуру и искусство» (1999), Международная премия им. М.А. Шолохова (2000).


Пейзажи Сидорова - проекции чувств. Нежный, лиричный образ пейзажей России, кротость ее нрава и широта души нашли свое воплощение в творчестве Валентина Михайловича Сидорова. Вольные просторы и камерные пейзажи, проникнутые теплотой и уютом, написаны художником с одинаковым трепетом. Годы детства, проведенные в деревне, - особенно дорогие впечатления, и позже художник искал вдохновения только у родной природы, в ее скромной красоте. Они стали не просто отправной точкой, но и неким объемным образом, который мастер еще и еще раз прочитывал, проживал во многих работах разных времен. Живопись художника отличается плавностью композиционной конструкции, мягкостью цветовых отношений, сообразных настроениям его пейзажа. Сидорову близка тема изменчивости состояний воздуха, настроения освещения в разные времена года: суровая красота зимы, светлая приветливость весны, летнее «томление», грусть осени. Он с любовью пишет все это в разных «эмоциональных ипостасях» - на рассвете, в солнечном зените, хмурым днем, пасмурным утром, на прощальном закате. Природу он чувствует как целостный поэтичный мир, и человека в нем - как его неотъемлемую часть. Деревеньки или одинокие домики выглядят словно часть природы, как деревья, пруд или река, объединяются в гармоничную картину мира, которую утверждает художник, не всегда как данность, но как душевную необходимость. Иногда они воспринимаются как символы - жизни или ее угасания, как образы радости или грусти. Талант Сидорова раскрылся не только в живописи, но и в литературе. Его рассказы могли бы стать интересным дополнением слова к живописи - ведь они объединены тем же настроением, которое царит в пейзажах мастера, раскрывая главную суть его творческого мира.

Журнал «ДИ» 9-10, 2003 



Возврат к списку

версия для печати