ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович


ЦЕРЕТЕЛИ Зураб Константинович

Художник-монументалист, живописец, скульптор. Персональный сайт zurabtsereteli.com
Родился 4 января 1934 г. в Тбилиси, Грузинская ССР. Живет и работает в Москве.

Член-корреспондент (1979), действительный член Академии художеств СССР (Отделение живописи, с 1988), Президент Российской академии художеств (с 1997).

Народный художник СССР (1979) и Российской Федерации (1993)
Народный художник Грузинской ССР (1978)
Заслуженный деятель искусств Карачаево-Черкесской Республики (2016)
Почетный работник сферы образования Российской Федерации (2017)

Посол Доброй Воли ЮНЕСКО (1996)
Член-корреспондент Королевской Академии изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде (Испания, 1998)
Иностранный член-корреспондент Французской Академии изящных искусств (2002)
Почетный член Российской академии образования (2004)
Действительный член Европейской академии наук и искусств (2009)
Иностранный член Национальной академии искусств Украины (2011)
Член Китайской Академии изобразительных искусств (2015)
Член Международной Академии творчества (2016)

Основатель Московского музея современного искусств (1995), МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели (2000) и Музея современного искусства в Тбилиси (Грузия, 2012).

Образование: факультет живописи Тбилисской академии художеств (1958) у В.И.Шухаева, И.Шарлеманя, У.М.Джапаридзе, Э.Ахвледиани, Е. Лансере.

Профессиональная деятельность: художник-архитектор Института истории, археологии и этнографии Академии наук Грузинской ССР (1958-1963); старший мастер оформительского цеха Тбилисского художественно-производственного комбината Художественного фонда Грузии (1963-1964); главный художник курортов Грузии (1967); художественный руководитель и председатель монументальной секции Союза художников Грузинской ССР (1964); главный художник Министерства иностранных дел СССР (1970–1980); главный художник XXII летних Олимпийских игр в Москве (1980); художественный руководитель по монументально-декоративному искусству Художественного фонда Грузии (1981-1982); академик-секретарь отделения дизайна Академии художеств СССР (с 1990), вице-президент (1994-1996), и.о. Президента (1996-1997), Президент (с 1997) Российской академии художеств; директор Московского музея современного искусства (1995-2002) и МВК РАХ Галереи искусств Зураба Церетели (2000).

Среди произведений: комплексные композиции: художественное решение курортного комплекса в Пицунде (Грузия, 1967), мозаичный бассейн «Морское дно» в архитектурном ансамбле гостиницы «Венец» (Ульяновск, Россия, 1970), рельефно-мозаичная композиция для Тбилисского автовокзала (Грузия, 1972), монументальный ансамбль детского курортного городка (1973), «Счастье народов» (Тбилиси, Грузия, 1980), монумент «Дружба навеки» (Москва, Россия, 1983), горельефная композиция «Легенды Крыма» для фасада гостиницы «Ялта» (Ялта, 1978), художественное оформление гостиницы «Спорт» (Москва, Россия,1980), мозаичные композиции и эмалевые панно для венгерского торгпредства (Москва, Россия, 1982), общее художественное решение интерьеров глазного центра С. Федорова и композиции в технике витража и эмали (Москва, Россия, 1983), эмалевые панно «Куликовская битва» и «Отечественная война 1812 года» для интерьера Министерства обороны (Москва, Россия,1984), скульптурно-пространственная композиция «Святая Нина» (Тбилиси, Грузия, 1988-1994), кресты, бронзовые врата, скульптуры для Храма Христа Спасителя (Москва, Россия, 1995-1998); Мемориал Победы на Поклонной горе (Москва, Россия, 1995); скульптурные композиции для Московского зоопарка (Москва, Россия,1996); общеее дизайнерское решение Манежной площади и интерьеров торгово-рекреационного комплекса «Охотный ряд» (Москва, Россия, 1997); мозаичное дно реки Неглинки, баллюстрада набережной реки Неглинки, садово-парковая и фонтанная скульптура, фонари, часы мира (Москва, Россия, 1997). Памятник Петру I («Триста лет Российского Флота», Москва, Россия, 1997), памятник Святой Равноапостольной Княгине Ольге (Псков, Россия, 2003), памятник И.И.Шувалову во внутреннем дворике здания Императорской Академии художеств (Санкт-Петербург, Россия, 2003) и перед зданием новой библиотеки МГУ (Москва, Россия, 2005), памятник генералу Де Голлю (Москва, Россия, 2005), памятник Св.Воину Пересвету (пос.Борисоглебский, Россия, 2005), памятник Минину и Пожарскому (творческое повторение памятника работы И.Мартоса, Нижний Новгород, Россия, 2005) , памятник Св. Иринарху Затворник (пос.Борисоглебский, Ярославская обл., Россия, 2006), монумент Петру Великому (Санкт-Петербург, Россия, 2006), скульптурная композиция «Ипатьевская ночь» (Москва, Россия, 2007), памятник Олегу Рязанскому (Рязань, Россия, 2007), «Жены декабристов. Врата судьбы» (Москва, Россия.2008), Памятный знак, посвященный жертвам террористического акта в Беслане в сентябре 2004 года (Москва, Россия.2010 ), памятник П.А.Столыпину (поселок Октябрьский Ульяновской области, Россия, 2012), памятник Зое Космодемьянской (Руза, Россия, 2013), скульптурная композиция «Большая тройка» (Ялта, Россия, 2015), памятник военному летчику, Герою России А.С.Маслову (пос. Проводник Коломенского района Московской области, Россия, 2015), Скульптурная композиция «Казачеству». ( Ст.Бриньковская Краснодарского края, Россия, 2015.), памятник воинам 7-й Бауманской дивизии народного ополчения ( Москва, Россия, 2015,), памятник писателю Глебу Успенскому (Тула, Россия, 2015.), памятник Дяде Степе (Самара, Россия, 2015), скульптурный портрет В.В.Жириновского (Москва, Россия, 2016), скульптурный портрет Полада Бюльбюль оглы (Моска, Россия, 2016), Бюст Елизаветы Петровны (Алтай, Россия, 2016.), Памятник сотнику М.Я.Чайке (Краснодарский край, Россия, 2016), памятник поэтам-шестидесятникам (Тверь, Россия, 2016), мемориальная доска хирургу А.Н.Бакулеву (Москва, Россия, 2016.), памятник поэту Шота Руставели (Санкт-Петербург, Россия, 2016), памятник Герою Советского Союза П.А.Белову (Новомосковск, Россия, 2016.), Аллея правителей России (33 бюста, Москва, Россия, 2017), бюст писателя И.И.Лажечникова (Коломна, Россия, 2017 ), композиция «Место встречи» (Тула, Россия, 2017), памятник А.С.Пушкину (Апатиты, Россия, 2017), «Воин-лыжник» (Москва, Россия, 2017), «Милосердие» (Оренбург, Россия, 2017), памятник – бюст Б.Н.Ельцина на аллее Правителей (Москва, Россия, 2018), памятник Марине Цветаевой (Москва, Россия, 2018), памятник Роберту Рождественскому (с. Косиха Алтайского края, Россия, 2018), памятник А.И.Солженицыну (Кисловодск, Россия, 2018), памятник Жоресу Алферову (Санкт-Петербург, Россия.2019), Памятный бюст Героя Советского Союза Хусена Борежевича Андрухаева (Москва, Россия, 2019), скульптурная композиция «Монумент будущим звездам» (Москва, Россия, 2019), скульптурный портрет императрицы Елизаветы Петровны в Александринском театре (Санкт-Петербург, Россия, 2019), памятник Д.Д.Шостаковичу (Самара, Россия, 2019), скульптурная композиция «Дети-борцы» (Ново-Переделкино, Москва, Россия, 2019), скульптурная композиция «Справедливость и милосердие» (Москва, Россия, 2019), памятник «Ожидание солдата» в Парке Победы (Тольятти, Россия, 2020), памятник А.Д.Дементьеву на Кунцевском кладбище (Москва, Россия, 2020), памятник Николаю Чудотворцу в Николаевске-на-Амуре (Хабаровский край, Россия, 2020), скульптурная композиция «Петр Великий» в жилом комплексе «Петровский парк» (Москва, Россия, 2020), памятник князю Петру и княгине Февронии Муромским в Рамонском районе (Воронежская область, Россия, 2021), мемориальная доска татарскому писателю Кави Наджми и его супруге Сарвар Адгамовой (Казань, Россия, 2021), бюст святого благоверного князя Александра Невского перед иконописным корпусом Санкт-Петербургской духовной академии (Россия, 2021), памятник Н.С.Сизинцеву в Бугуруслане (Оренбургская область, Россия, 2022), скульптурная композиция «Детство Петра» у Фридрихсбургских ворот на территории Музея Мирового океана (Калининград, Россия, 2022), памятник пианисту, композитору и педагогу Т.Н.Хренникову (Елец, Россия, 2023), скульптурная композиция «Петр Первый, спасающий ребенка» (г.Кемерово, Россия, 2023).

Монументальные работы за рубежом: композиция «Счастье детям всего мира» (Брокпорт, штат Нью-Йорк, США, 1979), памятник «Наука, образование – миру» («Прометей») (Брокпорт, штат Нью-Йорк, США, 1979), монумент «Разрушить стену недоверия» (Лондон, Англия, 1989), скульптурная композиция «Рождение нового человека», посвященная Христофору Колумбу, авторский вариант памятника в Севилье, установлена во дворе штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже в 1994 г. (Франция), монументальная композиция «Рождение нового человека» (Севилья, Испания, 1995), памятник-комплекс, посвященный Колумбу в США (1985-1994), монумент «Добро побеждает зло» перед зданием ООН (1990, Нью-Йорк, США), памятник Н.В.Гоголю (Рим, Италия, 2002), памятник Святителю Николаю Чудотворцу (Бари, Италия, 2003), скульптурная композиция «Оноре де Бальзак» (Агда, Франция, 2004), памятник жертвам Холокоста (Иерусалим, Израиль, 2005), монумент Георгию Победоносцу (Тбилиси, Грузия, 2006), памятник Папе Римскому Иоанну Павлу II (Плоэрмель,Франция, 2006), памятник бывшему Премьер-министу Японии Итиро Хатояме (Токио, Япония, 2007), памятник Верховному Комиссару ООН по правам человека Серджио Виере де Мелло (Женева, Швейцария, 2007), скульптурная композиция «Мушкетеры» (Кондом, Франция, 2010) ,бюст Юрия Гагарина (Коломбо, Шри-Ланка, 2011), скульптурная композиция «Мимино» (Тбилиси, Грузия, 2011), памятник Марине Цветаевой (Сен-Жиль Круа де Ви, Франция, 2012), памятник Основателям Евросоюза (Мец, Франция, 2012), памятник Апостолу Павлу (Верия, Греция, 2013), памятник Рамазу Чхиквадзе (Тбилиси, Грузия, 2013), скульптурная композиция «Клоуны» (Морчиано ди Романья, область Эмилия-Романья, Италия, 2014), памятник Николаю II (Республика Сербская, 2014), памятник А.С.Грибоедову (Тбилиси, Грузия, 2018), памятник Алексею Церетелеву (с.Церетелево, Болгария, 2019); памятник поэту Акакию Церетели (г. Сачхере, Грузия), памятник В.Ф.Войно-Ясенецкому – архиепископу Луке (г. Ташкент, Узбекистан, 2023). 

Много и активно работая над крупными монументальными проектами, художник не оставляет поиск своего стиля в станковой живописи во всех ее жанрах. Создал серию скульптурных и живописных портретов государственных деятелей, ученых, мастеров литературы и искусства. Его портретная галерея составляет более полутора тысяч произведений. Автор многочисленных живописных композиций, натюрмортов, а также рисунков. С 60-х годов работает также в мозаике, эмали, травлении по металлу, выколотке на меди, гобелене и других техниках. В 1973 году воссоздал технику перегородчатой эмали. Его композиции часто представляют метафорические, символические образы.

Основные персональные выставки в городах России: Ульяновск (2003, 2012); Санкт-Петербург (2005); Ярославль (2005, 2016, 2019), Липецк (2005, 2017, 2023), Вологда (2005, 2013, 2019); ЦВЗ «Манеж» в Москве (2006), Тула (2006), Пенза (2006), Тамбов (2006), Обнинск (2006), Саратов (2006), Рязань (2006), Тольятти (2007, 2019), Саранск (2007), Сочи (2007), Воронеж (2007, 2012, 2023), Казань (2008), Павловский Посад (2008), Нижний Новгород (2008), Ижевск (2008), Владимир (2008, 2014, 2021), Пермь (2008), Йошкар-Ола (2008), Кострома (2009), Государственная Третьяковская галерея в Москве (2009), Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге (2009, 2014), Великий Новгород (2009), Ростов-на-Дону (2009, 2020), Краснодар (2009), Ставрополь (2009), Орел (2009), Элиста (2010), Чебоксары (2010), Таруса (2010), Самара (2010, 2019), Волгоград (2010, 2021), Рыбинск (2010), Звенигород (2010), Стрельна(2010), Санкт-Петербург (2010), Малоярославец (2010), Екатеринбург (2010), Челябинск (2010), Тула (2010), Красноярск (2012, 2019), Новосибирск (2012, 2022), Набережные Челны (2012), Томск (2012, 2019), Кемерово (2012, 2022), Калуга (2012, 2013), Архангельск (2013), Тверь (2013, 2015, 2016), Северодвинск (2013), Омск (2013), Иркутск (2013, 2019, 2022), Сыктывкар (2014), Московский музей современного искусства (2014), Муром (2014), Йошкар-Ола (2014), Астрахань (2014), Майкоп (2015), Черкесск (2016), Новый Иерусалим (2016), Новый Уренгой (2017), Херсонес (2017), Плёс (2018), Мичуринск (2018), парк «Патриот» в Московской области (2018), «Дом Клюева» Московского зоопарка (2018), Подольск (2019), Москва (2019), Ростов Великий (2019), Владивосток (2019), Государственный музей истории религий в Санкт-Петербурге (2019), Киров (2019), Пятигорск (2020), парк «Зарядье» в Москве (2020), Старый Оскол (2020, 2021), Белгород (2020, 2021, 2023), Москва (2020), Дмитров (2022), Нижний Тагил (2022), Новокузнецк (2023), Прокопьевск (2023), Елец (2023), Барнаул (2023), КЗ «Измайлово» в Москве (2023), Геленджик (2023).

Основные персональные выставки за рубежом: Бишкек (Киргизия, 2004), Канны (Франция, 2005-?; 2017), Минск (Беларусь, 2006), Витебск (Беларусь, 2006), Стамбул (Турция, 2005, 2015, 2019), штаб-квартира ЮНЕСКО в Париже (Франция, 2007), Брисбен (Австралия, 2007), Харбин (КНР, 2008), Пловдив (Болгария, 2009), Нью-Йорк ( США, 2010), экспозиция в разделе Национальной выставки в Гран-Пале в Париже (Франция, 2010), Палермо, Рим в рамках Года России-Италии (2011), Тбилиси (Грузия, 2012, 2019), Цюрих (Швейцария, 2014), Риге (Латвия, 2015), Алматы (Казахстан, 2015), Верона (Италия, 2016), Париж (Франция, 2017, 2019), Бахрейн (2018, 2019), Уругвай (2019), Лондон (Великобритания, 2019), Лихтенштейне (2019), Баку (Азербайждан, 2019), Женева (Швейцария, 2020), София (Болгария, 2020), Улан-Батор (Монголия, 2022), Пекин (КНР, 2023).

Педагогическая деятельность: почетный профессор Брокпортского колледжа искусства и науки Нью-Йоркского государственного университета (США, 1979), профессор (1981), заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства (1985) Тбилисской государственной академии художеств; руководитель Творческой мастерской дизайна Российской академии художеств (с 1992); профессор кафедры живописи и композиции Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова при РАХ (с середины 2000-х), почетный профессор Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (2004).

Государственная и общественная деятельность: депутат Верховного совета Грузинской ССР (1985-1989); председатель Союза дизайнеров Грузинской ССР и секретарь Союза дизайнеров СССР (с 1987); народный депутат СССР от Союза дизайнеров СССР (1989-1991); президент Московского международного фонда содействия ЮНЕСКО (1991); член Общественной палаты РФ (2006-2012), советник по международному сотрудничеству Национального музея изобразительных искусств Китая (2015), член Совета при президенте РФ по культуре и искусству, Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, Совета Российского фонда фундаментальных исследований, Совета Российского фонда культуры. Входит в состав попечительских советов Адыгейского государственного университета, регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Полярис-Адыгея» (г.Майкоп), Международного центра Рерихов, международного детского театрального фестиваля «Гаврош», международного литературно-художественного журнала «Дети Ра», проекта «Возрождение духовно-нравственного наследия в условиях открытой социально-образовательной среды».

Государственные награды: Лауреат Государственных премий СССР за мозаичные композиции Ленинского мемориала в Ульяновске 1969 года и во Дворце профсоюзов Тбилиси 1969-1970 годов (1970) и за участие в создании гостиничного комплекса «Измайлово» в Москве в 1980 году (1983); Лауреат Ленинской премии за пространственно-декоративное решение детской зоны курортного городка в Адлере 1973 года (1976); Герой Социалистического труда (1991); Орден «Дружбы народов» (Россия, 1994); Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, II степени, I степени, IV степени (Россия, 1996, 2006, 2010, 2014); Лауреат Государственной премии РФ за мемориальный комплекс «Памятник Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», возведенный на Поклонной горе в Москве в 1990-1995 годах (1996); Почетный знак Губернатора Тверской области «Во благо земли Тверской» (2016); Знак «За заслуги в развитии культуры и искусства» МПА СНГ (2016); Медаль «Патриот России» (2016); Медаль «В память о 110-летии со дня рождения Мусы Джалиля» (2016); Нагрудный знак «За вклад в российскую культуру» Министерства культуры РФ (2018).

Зарубежные награды: Лауреат премии Пикассо (1994); Медаль «Вермей» г.Парижа за вклад в культуру и искусство (1998); Кавалер Почетного Креста «Комбатан волонтер» Ассоциации ветеранов французского Сопротивления (2000); Орден Габриэлы Мистраль (Чили, 2002); Офицер Ордена искусств и литературы (Франция, 2005); Кавалер Ордена Почетного легиона Франции (2010); Золотая медаль Почета Национального общества искусств США (2010); Международная премия имени Джузеппе Шиакки (Италия, 2011); Премия «За жизнь в искусстве-2012» (Римская академия изящных искусств, 2011); Крест Ордена «За Гражданские заслуги» (Испания, 2012); Почетный знак «Золотой век» Министерства культуры Республики Болгария (2012); Императорский Орден Св. Анны Российского Императорского Дома (2013); Медаль ЮНЕСКО «Пять континентов» (2014); Почетный Гражданский орден - Серебряная звезда «70 лет Великой Победы» (2015); Награда Европейской научно-промышленной палаты «За большой вклад в искусство» (2015); «Почетный крест культуры и искусства» за вклад в мировое изобразительное искусство и гуманизацию человечества «Общества Альберта Швейцера» (2015); Орден Карла Фаберже (2016); Памятный знак Республики Болгария «1150-летию крещения болгар» (2016), Oрден «Достлуг» («Дружба», Азербайджан, 2019).


З.К.Церетели - президент РАХ
Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года. Под руководством З.К. Церетели Российская академия художеств была существенно реформирована. Был разработан и утвержден Правительством новый Устав Академии. В нем закреплены прерогативы Академии как высшего научно-творческого центра страны и подчеркнута ее преемственность с Императорской академией художеств, сыгравшей огромную роль в художественном развитии России XVIII начала XX века, а также разработана и усовершенствована структура Академии. Одновременно была выработана обширная творческая программа, подразумевающая участие Академии во всех крупнейших акциях и мероприятиях, имеющих решающее значение в современном художественном процессе.
Подобно тому, как Императорская академия объединяла лучшие художественные силы своего времени, так и Российская академия художеств произвела в этом отношении существенную реформу. Если Академия художеств СССР отторгала многих талантливых художников, творчество которых не соответствовало догмам социалистического реализма, то Российская академия художеств конца 1990-х - 2010 гг. придерживается позиции плюрализма и включает в свой состав художников разных течений и творческих направлений. Главным критерием для включения в состав Академии того или иного художника провозглашены талант и творческая инициатива. В состав Академии в 1990-е годы вошли Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, И.П. Обросов, П.Ф. Никонов, Э.Н. Дробицкий и многие другие. К середине 2010 годов основа академического состава включила крупнейших российских художников. Это Т.Салахов, А. и С.Ткачевы, В.Иванов, А.Шмаринов, Б.Мессерер, С.Алимов, С.Бархин, Э.Кочергин, А.Рукавишников, А.Бурганов, М.Переяславец, Н.Мухин, С.Щербаков, Е.Максимов, М.Посохин, И.Лубенников, Н.Шумаков, Д.Швидковский, В.Ванслов, и др.
Усилиями З.К. Церетели с самого начала его деятельности на посту президента Академии был обновлен и расширен состав Президиума, в который вошли выдающиеся мастера изобразительного искусства такие, как например, живописец Д.Д. Жилинский, скульптор Ю.Г. Орехов, графики А.Д. Шмаринов и М.П. Митурич - Хлебников, архитекторы М.М. Посохин и Ю.П. Платонов и многие другие. Новые выборы пополнили число действительных членов и членов корреспондентов, существенно обновив состав Академии. Была усовершенствована структура аппарата Академии, поднят на новый уровень процесс художественного образования, углублена и получила дальнейшее развитие научная деятельность, а также сделано много других преобразований.
В самом конце 1997 года при общем реформировании структуры Академии в качестве самостоятельного подразделения было создано отделение театрально и кинодекорационных искусств под руководством академика секретаря М.М. Курилко - Рюмина. Это соответствовало возросшей роли художников театра и кино в художественной культуре и новому пополнению ими состава Академии.
Продолжая укрепление связи Академии с регионами России, Президиум Академии по инициативе З.К. Церетели принял в 2001 году решение о создании в системе Академии «Поволжского отделения» с центром в г. Саратове (Отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» функционировало с 1986 года). Председателем «Поволжского отделения» при его основании стал живописец А.В. Учаев, а общее руководство по связи Академии с регионами России было возложено на вице президента Э.Н. Дробицкого.
Именно благодаря объединению лучших творческих сил Российская академия художеств решает в конце XX - начале XXI столетий задачи общегосударственного и международного масштаба. Ее силами создан величественный мемориальный ансамбль на Поклонной горе в Москве, посвященный Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; восстановлена святыня русского народа – Храм Христа Спасителя в Москве; ведущими художниками академии создается художественное оформление Храма святого Саввы в Белграде; установлены многие высокохудожественные памятники выдающимся деятелям истории и культуры в нашей стране и за рубежами Родины; появились значительные достижения в отечественной архитектуре; основан первый в нашей стране Музей современного искусства; организованы сотни выставок, в том числе в российских регионах и в зарубежных странах; идет активное сотрудничество с ЮНЕСКО и с академиями разных стран.
Традиции понимаются руководством Академии широко. Восстанавливается многое из методики выработанного веками художественного образования. Вопросам художественного образования президиум Академии и соответствующее отделение в ней уделяют большое внимание, систематически стремясь к его совершенствованию.
Преемственность подчеркнута рядом, казалось бы, внешних, но весьма симптоматичных признаков. В анфиладе здания Президиума Академии висят портреты всех ее президентов – от основания до конца ХХ века. Восстановлен герб Императорской академии, издан ее Устав, а Устав нынешней Академии согласуется с первоначальным. Восстановлены значки и эмблематика старой Академии. Для членов Академии созданы специальные мантии, шапочки и нагрудные медали. Счет общих собраний (сессий) Академии ведется теперь не с 1947 года, а с первого собрания в XVIII веке. Наконец, первая же большая выставка, которая была организована в 2001 году президиумом АХ во главе с З.К. Церетели, называлась «Императорская – Российская академия художеств». Она включала в себя и современный раздел, и всю ретроспективу Академии, показывая через наиболее типичные произведения основные этапы ее истории и ее художественную школу.
Новым в период деятельности З.К.Церетели в качестве президента РАХ стало также избрание в Академию руководителей ведущих музеев страны: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеев Московского Кремля, Музея Востока, ректоров МГАХИ им.В.И.Сурикоова, СПБЖСА им. И.Е.Репина, Академии живописи, ваяния и зодчества, впервые вошедших в состав Академии дизайнеров.
В Академию также издавна избирались почетные члены из числа крупных деятелей искусства зарубежных стран. Среди них имена живописца Эндрю Уайета (США), скульптора Мариана Конечны (Польша), графика Рюсэки Моримото (Япония), архитектора Оскара Нимейера (Бразилия) и других.
Наряду с зарубежными мастерами в почетные члены Академии в бытность Церетели стали активно избираться так же и крупные деятели отечественной культуры. При этом их ряды пополняют не только художники, искусствоведы, архитекторы и дизайнеры, но и некоторые политические и религиозные деятели, ученые и медики, оказавшие существенное влияние на современную культурную жизнь, а также видные представители других видов искусства. Так, почетными членами Российской академии художеств стали писатели Ч.Айтматов, В.Аксенов, А.Битов, В.Войнович, Ф.Искандер, поэты Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, А.Дементьев, Е.Евтушенко, режиссеры кино С.Соловьев, М.Хуциев, Э.Рязанов, Г.Данелия, балетмейстер Ю.Григорович, пианист Н.Луганский, актеры И.Чурикова, В.Лановой. Все это расширяет и укрепляет связи Академии с различными сферами отечественной художественной культуры, содействует объединению творческих сил, а также дает ориентиры для развития современного искусства.
Российская академия художеств, согласно её Уставу, является не просто художественным, а и высшим научно творческим центром нашей страны. Научная работа ведется в ней на кафедрах вузов при РАХ, в которых преподают академики и члены-корреспонденты Академии, и прежде всего, в НИИ теории и истории изобразительных искусств, объединяющем крупнейших ученых искусствоведов в данной области. За десятилетия своего существования Институт подготовил и выпустил целую библиотеку книг, альбомов, учебников и учебных пособий, словарей и энциклопедий, популярной литературы, обогативших нашу культуру и сыгравших немалую роль в просвещении и духовном развитии любителей изобразительного искусства, как и в формировании профессионалов.
С началом президентства З.К.Церетели расширилась пропагандистская и популяризаторская деятельность Академии. Продолжалось издание «Информационого бюллетеня» о её деятельности. Стал систематически выходить журнал «ДИ» (диалог искусств), широко и глубоко освещающий творческую жизнь Академии и актуальные вопросы художественного развития. На протяжении ряда лет издавался журнал «Академия», в котором публиковались материалы, посвященные истории и современной деятельности Академии художеств. Деятельность Академии освещается также в печати и в электронных средствах массовой информации. О творчестве всех членов Академии создаются документальные, видео фильмы, диски CD. Появился сайт Академии, академические страницы в социальных сетях в Интернете. Всё это способствует повышению престижа и авторитета Академии в общественной и художественной жизни России.
Крупными культурными инициативами З.К.Церетели стало создание первого в стране Московского музея современного искусства (Петровка, 25, Ермолаевский,17, Гоголевский,10) , Галереи искусств на Пречистенке,19, международной кафедры ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры при Российской академии художеств, что позволило развернуть ее многообразную деятельность.
В 2007 году широко отмечалось 250-летие академии художеств. В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошло торжественное собрание Академии, открывшее цикл праздничных мероприятий. Масштабные выставки работали в Московском Манеже,Санкт- Петербурге, других российских городах. Юбилейные мероприятия прошли в институте им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге и завершились в Екатерининском дворце в Царском Селе.
Несмотря на сложности, связанные с реформой государственных академий наук в России (с 2013 года), уходом из ее структуры ряда учреждений, Академия осталась одним из ведущих учреждений культуры в стране. Усилия президента З.К.Церетели направлены на возвращение Академии образовательных функций. Благодаря его деятельности, в состав Академии возвращены творческие мастерские, региональные отделения, ряд других подразделений. Не прекращается активная выставочная деятельность, проводятсмя масштабные российские и международные конференции. В 2010-годы стартовали крупные долгосрочные научные проекты «Искусство и наука в современном мире», «Искусство, наука и религия», «Гуманистические основы и социальные функции искусства» и многие другие. Изучаются, осваиваются и внедряются новейшие технологии. В 2017 году отмечалось 260-летие Академии. В рамках юбилейных мероприятий прошел крупный международный научный форум и масштабная интерактивная выставка, представившая все периоды истории Академии художеств.
В своих публичных выступлениях и интервью З.К. Церетели говорит о программных задачах Академии. Он подчеркивает необходимость приумножать богатство российской культуры, развивать индивидуальность художника и сохранять традиции реалистического искусства. Но на процессы современного искусства необходимо смотреть широко. По мнению З.К.Церетели Академия призвана содействовать многообразию искусства, всемерно помогать творчеству молодых художников, изучать отечественный и зарубежный опыт, как и творчество российских художников за рубежами Родины. Члены Академии должны создавать такое искусство, которое имело бы музейную ценность. Академия должна всячески укреплять и развивать школу профессионального художественного образования.

Материал подготовлен на основе статьи В.В.Ванслова «Зураб Константинович Церетели» (Сб. «Президенты Академии художеств.(Советский Союз-Российская Федерация». Ред. В.В.Ванслов. М.,2006).

Иллюстрация в тексте: Зураб Константинович Церетели. Фото: Иван-Новиков Двинский, пресс-служба РАХ.



Возврат к списку

версия для печати