ШМАРИНОВ Алексей Дементьевич (1933-2023)


ШМАРИНОВ Алексей Дементьевич (1933-2023)

График, живописец.
04.04.1933г., Москва - 09.06.2023г. Жил и работал в Москве.

Член-корреспондент Академии художеств СССР (1988г.), академик Российской академии художеств (Отделение графики, с 1995г.). Член Президиума РАХ (с 1997г.).

Народный художник Российской Федерации (1993г.)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1982г.)

Член-корреспондент Союза художников Австрии (1993г.)
Член-корреспондент Интернационального Мюнхенского пресс-клуба (с 1995 г.)

Образование: Московский государственный художественный институт им. В.И.Сурикова (1958г.), у П.Д.Покаржевского.

Основные произведения: серии «Этапы большого пути» (1971-1972гг.), «Мир вокруг нас» (1973-1974гг.), «Небо над Родиной» (1975г.), «Задонщина» (1977-1978гг.), «На поле Куликовом» (1978-1979гг.), «Куликовская битва» (1980г.), «Сохраним нашу землю» (1982-1983гг.), серия иллюстраций «Витязь в тигровой шкуре» (1983-1984гг.), циклы акварелей «Нечерноземье» (1977-1985гг.), «Россия — любовь моя!» (1986-1998гг.), иллюстрации к сборнику «Россия героическая» (1986-1987гг.), серия офортов «Русские герои и святые I-XIII вв.» (1990-1991гг.).

Произведения представлены в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и в других крупнейших музеях России, в ряде музеев и частных собраниях Германии, Франции, США, Австрии, Японии, Италии, Норвегии и других стран.

Участник выставок с 1955 года. Основные персональные выставки: Поленовская дача Музея-заповедника «Абрамцево» (Московская обл., 2008, 2015, 2016, 2020гг.); Российская академия художеств (Москва, 2008, 2013, 2018, 2023гг.); Общество художников Австрии Кюнстлерхаус (Вена, 2009г.);  Государственный музей-заповедник «Куликово поле» (Тульская обл., 2017г.).

Педагогическая деятельность: куратор Президиума РАХ в Московской центральной художественной школе при Российской академии художеств (с 1997г.); руководитель Творческой мастерской графики PAX (с 1997г.).

Государственные, общественные награды и премии: Премия Союза художников СССР за серию «Герои русского народа XIII-XV вв.» 1968-1969гг. (1971 г.); Диплом Международной выставки книги ИБА-77 в Лейпциге (ГДР) за иллюстрации к сборнику «Кто с мечом» (1977г.); Серебряная медаль правительства Баварии (ФРГ) за персональную выставку (1981г.); Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина за иллюстрации и художественное оформление книг «Кто с мечом», «На поле Куликовом», «Россия героическая» 1979-1989гг. (1989г.); Премия Петера Людвига за персональные выставки 1990-1995 гг. в ФРГ, Австрии и ЧССР (1994г.); Орден Почета (1999г.); Орден Преподобного Сергия Радонежского (2000г.); награда Общества художников Австрии Кюнстлерхаус «Золотой лавр» (2005г.); Орден «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2008г).

Награды Российской академии художеств: Диплом Академии художеств СССР за серию «Камчатка» 1966-1967гг. (1978г.); Серебряная медаль АХ СССР за иллюстрации и оформление книги «Задонщина» (1982г.); Золотая медаль PAX за серию акварелей на зарубежных выставках последних лет (2000г.).


«Русская исповедь Шмаринова»
Творческий характер искусства Алексея Шмаринова отличают тонкость восприятия окружающего мира, благородность и честность художнического взгляда на историю. Страстный путешественник, художник объездил всю Россию, заглянул в ее самые дальние уголки: на Камчатку, Чукотку, побывал в Арктике. География его зарубежных странствий охватила Италию, Францию, Германию, Индонезию, Вьетнам, Индию, Египет. Так мир вокруг нас подвергся сложному, глубокому осмыслению художника, а его красота и незащищенность подвигли мастера создать циклы литографий, своей острой публицистичностью призывающие прекратить наносить вред природе, рубить сук, на котором «гнездится» человечество. В особую художественную тему в творчестве мастера сложились произведения, посвященные России. В многочисленных сериях иллюстраций проходят вехи истории Древней Руси: Куликовская битва, Задонщина, памятные имена героев русского народа. Особый подход при решении этих исторических тем - в тщательном исследовании материалов, изучении древнеславянского языка, чтении литературных оригиналов - раскрывает бережное и совестливое отношение к истории. Мастеру не свойственна погоня за модой, спекуляция «эффектными» фактами. Он стремится найти правду истории, открыть для себя далекую эпоху, через нее понять судьбу и характер своей страны и народа. Этому устремлению созвучны и поиски пластического решения - строгость и благородство отличают образы Сергия Радонежского или Дмитрия Донского. Композиционный и цветовой строй работ Шмаринова - будь то книжные иллюстрации или крупноформатные станковые гравюры соединяют монументальность эпических образов. В них нет торжества славы парадной значимости, брутальности власти. Пластическая выразительность направлена на выявление в героях русской старины особой святости, соотнесенности их деяний с божественным промыслом, глубинным стержнем существования России. Лиричные образы природы у мастера - его пейзажные акварели, пронизанные влажным воздухом, - созвучны целому пласту русской поэтической традиции, личного отношения к образу родины. Знаменательно, что у Алексея Дементьевича было едва ли не больше персональных выставок за рубежом, нежели в России - это подтверждает истину, что художник тем более интересен миру, чем глубже он отражает культуру своего народа.

Журнал ДИ 9-10, 2003.



Возврат к списку

версия для печати