НАЗАРЕНКО Татьяна Григорьевна



Академик Российской академии художеств Т.Г.НазаренкоПерсональный сайт: www.nazarenkoart.ru

e-mail:tatyana@nazarenko-art.ru
Родилась 24.06.1944 г. в Москве.
Живет и работает в Москве.
Живописец. В 1968 г. окончила Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Училась у Д. Д. Жилинского и А. М. Грицая. Работала в творческой мастерской АХ СССР у Г. М. Коржева (1968-1972).

Государственная премия РФ 1993 г. за серию живописных произведений "Татьянин день" (1992-1993).
Серебряная медаль АХ СССР 1988 г. за картины "Верочка в свадебном платье" (1987), "Большое окно" (1985).

Среди основных работ также: "Пугачев" (1980), триптих "Мастерская" (1983), "Домашний концерт" (1986), "Зрители" (1988), диптих "Счастливая старость" (1988), "Маленький оркестр" (1989), "Обломки" (1990), "Памятник истории" (триптих, 1992), "Время" (триптих, 1992), "Трапеза" (1992), "Безумный мир" 4 части (1992), "Заклинание" 8 частей (1995); С 1996 г. выполняет крашеные фанерные работы: "Переход" инсталляция из 120 работ (1996), "Мой Париж" 50 работ (1997).

Член-корреспондент PAX (1997).Действительный член РАХ. Заслуженный художник РФ (1994).Народный художник РФ( 2014). Профессор кафедры живописи, руководитель мастерской станковой живописи Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова (1999).
Орден "За служение искусству РАХ" (2017г.)





Назаренко: чувства, претворенные в сюжет Особый контраст широкого смыслового содержания, исповедальной интонации и гротескной пластики составляют нерв живописи Татьяны Григорьевны Назаренко. Ее искусство уже стало классикой и по своей значимости достойно называться академическим в новом понимании этого слова, не сводимого к единству стиля, но выраженного яркостью, своеобразием индивидуального почерка. В своих произведениях художница умеет объединить казалось бы несовместимое - классическое искусство, традиции советской реалистической школы и приемы различных авангардных направлений ХХ века: неопримитивизма, экспрессионизма, сюрреализма. Живопись Назаренко всегда отражала бурный характер творческого поиска, острых переживаний. Внутренний драматизм, пожалуй, единственный бессменный спутник произведений мастера. И в работах, ориентированных на гуманистические ценности, и в откровенно саркастических произведениях с гротесковой деформацией форм есть та форсированность интонаций, в которой очевидно еле сдерживаемое напряжение. Жанровый диапазон художницы весьма широк: натюрморты, пейзажи, портреты, бытовые сцены. Она с увлечением создает инсталляции, занимается фотографией, смело и открыто откликаясь на живые вибрации современного искусства, но при этом всегда умеет найти в разных жанрах и видах искусства выразительные средства, сохраняющие ее собственный язык. Безусловно, это свидетельство высокого профессионализма. Структуру каждой работы Назаренко составляет серьезная разработка сюжета, композиции, колорита. Эти «три кита» имеют одинаковую важность в любых творческих проявлениях художницы. И еще - во всех произведениях всегда узнаваема она сама, с широтой ее интересов, культурным кругозором, парадоксальной ассоциативностью мышления. Для художницы нет смысловой замкнутости того или иного сюжета. Для нее Время, История - категории, составляющие единое пространство, в котором главное - Человек. Глобальность влияния личности и таинство интимной жизни одинаково влекут ее: смех и слезы, любовь и ненависть, дружба и предательство, одухотворенность и страсть - стихии, составляющие творчество Татьяны Назаренко. Знамение обновленной Академии - это приход Назаренко в качестве преподавателя в Академический институт им. В.И. Сурикова. Такая неоднозначная личность, сложный художник, сильный человек, она сообщает самой профессии художника новый диапазон. Ее творческая судьба и даже она сама - красивая, стройная, элегантная, светящаяся - меняют представление общества и тем более молодых людей, студентов, о художнике, его образе жизни. Знаменательно, что студенты берут за образец не только ее творчество, но и в целом - интонацию личности.

Журнал "ДИ" № 9-10, 2003











Возврат к списку

версия для печати