Статья «Универсальность как идея». Журнал «ДИ» №7-8, 2003

 

Статья «Универсальность как идея». Журнал «ДИ» №7-8, 2003

Перенос приемов живописного мышления на графику, графического - на скульптуру, скульптурного - на живопись (возможны и иные комбинации), свидетельствует прежде всего об эквивалентной обратимости принципов различных видов искусства, а кроме того о подлинном универсализме автора. Это свойство его творчества имеет несколько уровней смыслов. Цитируя многих своих предшественников, он так же использует цитаты собственного творчества как постмодернистский прием. Но наряду с этим, данный прием имеет сугубо индивидуальную характерность.
Образы переходят из одного произведения в другое, неся с собой и закрепленную за ними систему изображения. В итоге это приводит к своеобразному синтезу, рождая произведения, возникшие на стыке графики и скульптуры, живописи и скульптуры, мозаики и живописи, когда живописная плоскость, превращенная в выпуклый живописный рельеф, становится красочной скульптурой, рельеф же, превращенный в плоскость, есть живопись. То есть Церетели как бы раздвигает границы видовой принадлежности своих произведений.
Эта своеобразная форма внутреннего взаимодействия различных видов искусства не что иное как один из вариантов решения проблемы синтеза, которая в наше эклектичное время стоит весьма остро. Проницаемость жанров находит в творчестве Церетели продолжение в мигрирующих сюжетах и типажах. В пристрастии художника к некоторым типажам и сюжетам есть еще один явный смысл: это способ прояснения автором своей творческой идеи. Он намеренно повторяет образы, тем самым обращая внимание зрителя на внутреннюю взаимосвязь отдельных произведений, объединенных единой проектной идеей - мироздание по Церетели.
Журнал «ДИ» №7-8, 2003, стр.63

Universality as an artist's goal An artist's ability to apply ways of thinking in terms of painting to graphic works, ways of thinking in terms of graphic art to works of sculpture and ways of thinking in terms of sculpture to works of painting (other combinations not ruled out) means, above all, that principles of different kinds of art are interchangeable on an equivalent basis. On the other hand, it is a sign of the author's genuine universality. In Zurab Tsereteli's work, interchangeability of genres finds further evidence in migration of subjects and type personages. There is something more to his bias towards certain subjects and type figures. In it, he finds another way to express his creative ideas. Deliberately he repeats the same images, thereby drawing the viewer's attention to the inner interconnection of his works, different yet united with a single blueprint concept - the concept of the university according to Zurab Tsereteli.






версия для печати