А.А.Золотов. Статья «Миссионер и борец: образ Солженицына в скульптуре Зураба Церетели». РИА Новости. 2009
«Александр Солженицын» (2009) – совсем новая работа Зураба Церетели. В залах Галереи искусств на Пречистенке, 19 она появилась в нынешнем мае - начале июня, и в тишине, без специальной публичной церемонии составила свой круг со скульптурными воплощениями Мстислава Ростроповича, Дмитрия Шостаковича, многофигурной композицией, обращенной к семье Николая II в последний миг жизни... Очевидно, что художник работал в состоянии непосредственного переживания утраты (Александр Исаевич скончался 3 августа 2008 года) и нахлынувших чувств-размышлений о солженицынской миссии на земле. Это образ писателя. Портретное угадывание выразительно до яви. Но это образ. Будто взнесенная на колокольню живая мощь. Вытянутое тело и голова соотнесены в условносимволическом ключе. Здесь снова, подобно «Шостаковичу», масштаб скульптуры проявляет масштаб личности, масштаб деятельности, масштаб влияния героя на жизнь общества и множества отдельных людей в России и за ее пределами. Солженицын - личность уникальная и до конца конечно же сегодня не осознанная. Скульптор почувствовал Солженицына-проповедника. В окрыленно-сосредоточенной фигуре внутренняя мощь и внутренний импульс идти к людям со Словом – убеждающим словом. Миссионер и борец.
Это фигура Художника - художника - проповедника, художника-мыслителя, художника духовного склада. Солженицын узнаваем при всей условности пластического решения. Мы не сосредотачиваемся на возрасте персонажа. Да, это Солженицын последних лет: не очень длинная, почти остроконечная борода; на висках залысины, огромный лоб. Все, как было в последние годы (вспомним не столь многочисленные выступления Александра Исаевича по телевидению). Он словно обращается к нам с последним словом, надеясь, что мы его расслышим. Есть в этой фигуре, при всей психологической мощи и напоре – легкость. Эта легкость несет в себе и порывистость, и устремленность, полетность. Это образ человека, жизнь которого прошла в полете. Свою окрыленность он ощущал как дар, как высокое предназначение. И мы можем почувствовать это при взгляде на Александра Солженицына, воплощенного в вечном материале.
Стоило появиться этой работе в галерее Зураба Церетели, как все наполнилось здесь новой энергией. Новые отношения угадываются здесь сегодня между героями: гармоничным, безо всякой взнервленности Шостаковичем; Ростроповичем, что застыл над онемевшей виолончелью с воздетым смычком в воспоминании о звуке; и семьей последнего российского императора - все с грозно закрытыми глазами. Скульптура Солженицына, созданная Церетели, внесла новую ноту мудрой печали в осознание нашей вины и ответственности за жизнь страны. В Солженицыне не было политиканства. Его убеждения и суждения выстраивались и уточнялись в течение жизни. Но сама его жизнь оказалось исключительно цельной. Ощущение цельности внутреннего мира Художника, мыслителя, проповедника в последнем порыве к людям, нынешним и будущим, запечатлелось в скульптурном образе большого русского писателя и исторического русского деятеля.
версия для печати