Л.Левандовская. Статья «Как Европа нашла Америку» трансконтинентальный скульптурный проект. 2015
Фото: Серги Шагулашвили
История этой масштабной и внушительной скульптурной работы началась почти тридцать лет назад, когда в 1986 году американцами и испанцами был объявлен конкурс проектов, посвященных памятному событию, первому плаванью Христофора Колумба к далеким берегам, открытию западного пути через Атлантический океан и двух новых континентов, Америки.
Победившие памятники должны были увидеть свет в 1992 году, к 500-летию появления первой экспедиции Колумба у берегов Америки, поднявшись в двух странах, Испании и Америке. В конкурсе приняли участие скульпторы разных стран, победил же проект З. К. Церетели, состоящий из двух частей: «Рождение Нового Человека» и «Рождение Нового Света».
Свою экспедицию Христофор Колумб готовил много лет, приступив к разработке проекта плаванья в 1480-е годы, исследуя труды Аристотеля, Сенеки, Плиния Старшего, Плутарха и Роджера Бэкона, флорентийского картографа Паоло Тосканелли и других мыслителей и мореходов. Впервые он представил свой проект португальскому королю Жуану II. Идеи Колумба называли фантастическими, он сталкивался с множеством препятствий, обращался к правителям Португалии, Франции и Испании, получая отказ за отказом, пока наконец не нашел поддержку у испанской королевской четы, Фердинанда II Арагонского и Изабеллы I Кастильской.
Осуществление скульптур, подобно осуществлению путешествия Христофора Колумба столкнулось проблемами воплощения и поиска подходящих для их установки территорий и реализовывалось долго, в постоянной борьбе. Потрясающий по своим масштабам монумент «Рождение Нового Света» изначально предполагалось установить в Нью-Йорке, на входящем в городскую черту острове Рузвельта. Затем место искали во Флориде, в штате Огайо, пока, наконец, к 2011 году не началась установка в Пуэрто-Рико, в городке Аресибо, на северной оконечности острова, где Колумб, предположительно, ступил на берег во время своего второго плаванья, в 1493 году.
«Рождение Нового Света», композиция высотой 126 метров (бронза, медь, нержавеющая сталь), монумент более высокий, чем статуя Свободы, будет встречать все проходящие мимо суда, напоминая о первой встрече европейцев с американскими континентами. «Новым светом» Америку назвал Америго Веспуччи в своем письме герцогу Пьетро Медичи. Обладая большим литературным даром, в нем он подробно описал результаты экспедиций, своих и других мореплавателей, к новым берегам.
Скульптура представляет мореплавателя в образе отважного шкипера, «адмирала всех морей и океанов», благодаря таланту которого экспедиция успешно завершилась. Левая рука Колумба покоится на штурвале, правая поднята в приветствии к зрителям и, символически, новой земле. За его спиной в небесную высь поднимаются три прямых паруса, с прорезными латинскими крестами и грот мачта с развевающимся флагом.
Образ Христофора Колумба не обладает портретным сходством с его описаниями: «Роста Колумб был выше среднего, крепкого и ладного телосложения. Его рыжеватые в юности волосы рано поседели, отчего он выглядел старше своих лет. На продолговатом морщинистом и обветренном лице с бородкой выделялись живые голубые глаза и орлиный нос».
Церетели, подобно мастерам классической скульптуры воплощает обобщенный образ героя, высокого и статного в соответствии с описаниями и канонами, с безбородым юным лицом придавая ему выражение одухотворенного и возвышенного спокойствия. Характер изображаемого передается не столько мимикой или выражением лица, сколько позой и специфическими атрибутами: испанскими одеждами с гербовым медальоном на груди, корабельным штурвалом под уверенно и расслабленно лежащей ладонью, и проработанным постаментом.
В своем основании скульптура имеет высокий пьедестал в форме усеченного конуса, в виде колонны, прикрытой развернутой картой, рассказывающий всю историю путешествий Колумба в Новый Свет, с отмеченными маршрутами и изображениями кораблей «Санта-Мария», «Нинья» и «Пинта». На этом основании покоится трехмачтовое судно, «Санта-Мария» на палубе которой (скульптура изображает только нос корабля), широко расставив ноги, стоит Колумб.
Вторая часть этой масштабной композиции нашла свое место значительно быстрее и была осуществлена ближе к задуманным срокам. Скульптуру было решено установить в Севилье, откуда началось плаванье Колумба. На северном выезде из Севильи, в пригороде, в маленьком парке Сан Жеронимо в 1995 году, в присутствии короля Испании был установлен 45-метровый памятник из бронзы и меди, «Рождение Нового Человека», которому местные жители дали название «Яйцо». Скульптор действительно взял за основу памятника форму яйца, обусловленную текстом «Истории Нового Света» авторства Джироламо Бенцони.
В ответ на восклицание, одного из гостей обеда у кардинала Мендосы, что открытие новых земель было простым делом, он предложил всем присутствующим попробовать поставить яйцо вертикально на столе. Когда никто с задачей не справился, Колумб, разбив конец яйца, легко это сделал сказав: «Разница в том, господа, что вы могли бы это сделать, а я сделал это на самом деле». Скорее всего, эта история вымысел, пришедший из народного фольклора, но выражение «Колумбово яйцо» в именно такой формулировке стало крылатым и означает остроумное и простое решение сложной проблемы.
Такое яйцо, с немного срезанным основанием, стоящее на поверхности земли изобразил З.К. Церетели. В своеобразной сфере, оболочке, образованной парусами с прорезями в форме испанских крестов, с рельефными именами трех кораблей, на которых Христофор Колумб отправился в первую экспедицию и датой его прибытия к новым берегам в декабре 1495 года, среди стяжек канатов корабельного такелажа, как во чреве матери стоит перед зрителем фигура мореплавателя.
Колумб разворачивает складки карты, длинной, как пуповина, с маршрутом проекта его «фантастического» плаванья. Фигура, символизирующая Нового человека, стремящегося к открытию новых горизонтов и не боящегося ни буйства стихий, ни препятствий со стороны консервативного большинства.
Подводя итог можно вспомнить банальную фразу о том, что времена меняются, а люди нет. Сейчас они, как и в прошлые времена, прежде всего, занимаются собой и своими делами, не задумываясь о глобальных проблемах. Лишь редких представителей человечества интересуют чужие страны и земли. Какой интерес для обывателя представляют знания о том, что происходит на другом конце света? Зачем интересоваться чем-то новым, не имеющим к тебе отношения? Но ведь неспроста у человека имеется умение удивляться, любопытство и любознательность.
Множество раз оспаривался приоритет Колумба в открытии Америки, до сих пор продолжаются споры о его мотивах и историческом значении его личности. Наши современники по-разному относятся и к творчеству Зураба Церетели. Однако Церетели, создав монументальный собирательный образ мореплавателя, одной из известнейших фигур эпохи Великих географических открытий, еще раз напомнил миру о том, что в Новый свет остальной мир попал благодаря гению Христофора Колумба.
З.К. Церетели дороги и близки люди, оставившие неизгладимый след в памяти народов, герои и первопроходцы, открывавшие новые страницы истории, проявляя дерзость, волю и мужество. Конечно же в их число попал и мореплаватель, ставший для многих фигурой, олицетворяющей романтику героических свершений и дальних странствий.
Колумб же, несмотря на то, что до конца жизни верил в то, что он в своих экспедициях плавает у берегов Азиатского материка, был человеком, сумевшим развенчать рутинные представления общества о географической науке того времени, и его открытия имели всемирно-историческое значение.
Образ Колумба в обеих композициях практически идентичен, а составные символические элементы активно перекликаются, что подчеркивает единство двух скульптур и общую идею всего проекта. Мысль проста: появившийся Новый Человек сумел открыть Новый свет. В результате чего все человечество вступило в Новую эру.
В 1994 году комиссия по культуре всемирной организации «ЮНЕСКО» назвала памятник «Рождение Нового Человека» лучшим произведением пластики XX века. Уменьшенный авторский вариант скульптуры ныне установлен перед зданием штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже.
Лидия Левандовская, искусствовед
Управление информации РАХ, 2015