ПРЕЗИДЕНТ
Дополнительная информация на сайте - zurabtsereteli.com
Зураб Константинович Церетели возглавляет Российскую академию художеств с декабря 1997 года. Под руководством З.К. Церетели Российская академия художеств была существенно реформирована. Был разработан и утвержден Правительством новый Устав Академии. В нем закреплены прерогативы Академии как высшего научно-творческого центра страны и подчеркнута ее преемственность с Императорской академией художеств, сыгравшей огромную роль в художественном развитии России XVIII начала XX века, а также разработана и усовершенствована структура Академии. Одновременно была выработана обширная творческая программа, подразумевающая участие Академии во всех крупнейших акциях и мероприятиях, имеющих решающее значение в современном художественном процессе.
Подобно тому, как Императорская академия объединяла лучшие художественные силы своего времени, так и Российская академия художеств произвела в этом отношении существенную реформу. Если Академия художеств СССР отторгала многих талантливых художников, не соответствующих догмам социалистического реализма, то Российская академия художеств конца 1990-х 2010 гг.придерживается позиции плюрализма и включает в свой состав художников разных течений и творческих направлений. Главным критерием для включения в состав Академии того или иного художника провозглашены талант и творческая инициатива. В состав Академии в 1990-е годы вошли Т.Г. Назаренко, Н.И. Нестерова, И.П. Обросов, П.Ф. Никонов, Э.Н. Дробицкий и многие другие. К середине 2010 годов основа академического состава включила крупнейших российских художников . Это Т.Салахов, А.и С.Ткачевы, В.Иванов, А.Шмаринов, Б.Мессерер, С.Алимов, С.Бархин, Э.Кочергин, А.Рукавишников, А.Бурганов, М.Переяславец, Н.Мухин, С.Щербаков, Е.Максимов, М.Посохин, И.Лубенников, Н.Шумаков, Д.Швидковский, В.Ванслов, и др.
Усилиями З.К. Церетели с самого начала его деятельности на посту президента Академии был обновлен и расширен состав Президиума, в который вошли выдающиеся мастера изобразительного искусства такие, как например, живописец ДД. Жилинский, скульптор Ю.Г. Орехов, графики А.Д. Шмаринов и М.П. Митурич - Хлебников, архитекторы М.М. Посохин и Ю.П. Платонов и многие другие. Новые выборы пополнили число действительных членов и членов корреспондентов, существенно обновив состав Академии. Была усовершенствована структура аппарата Академии, поднят на новый уровень процесс художественного образования, углублена и получила дальнейшее развитие научная деятельность, а также сделано много других преобразований.
В самом конце 1997 года при общем реформировании структуры Академии в качестве самостоятельного подразделения было создано отделение театрально и кинодекорационных искусств под руководством академика секретаря М.М. Курилко - Рюмина. Это соответствовало возросшей роли художников театра и кино в художественной культуре и новому пополнению ими состава Академии.
Продолжая укрепление связи Академии с регионами России, Президиум Академии по инициативе З.К. Церетели принял в 2001 году решение о создании в системе Академии «Поволжского отделения» с центром в г. Саратове (Отделение «Урал, Сибирь, Дальний Восток» функционировало с 1986 года). Председателем «Поволжского отделения» при его основании стал живописец А.В. Учаев, а общее руководство по связи Академии с регионами России было возложено на вице президента Э.Н. Дробицкого.
Именно благодаря объединению лучших творческих сил Российская академия художеств решает в конце XX - начале XXI столетий задачи общегосударственного и международного масштаба. Ее силами создан величественный мемориальный ансамбль на Поклонной горе в Москве, посвященный Победе нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов; восстановлена святыня русского народа – Храм Христа Спасителя в Москве; ведущими художниками академии создается художественное оформление Храма святого Саввы в Белграде; установлены многие высокохудожественные памятники выдающимся деятелям истории и культуры в нашей стране и за рубежами Родины; появились значительные достижения в отечественной архитектуре; основан первый в нашей стране Музей современного искусства; организованы сотни выставок, в том числе в российских регионах и в зарубежных странах; идет активное сотрудничество с ЮНЕСКО и с академиями разных стран.
Традиции понимаются руководством Академии широко. Восстанавливается многое из методики выработанного веками художественного образования. Вопросам художественного образования президиум Академии и соответствующее отделение в ней уделяют большое внимание, систематически стремясь к его совершенствованию.
Преемственность подчеркнута рядом, казалось бы, внешних, но весьма симптоматичных признаков. В анфиладе здания Президиума Академии висят портреты всех ее президентов – от основания до конца ХХ века. Восстановлен герб Императорской академии, издан ее Устав, а Устав нынешней Академии согласуется с первоначальным. Восстановлены значки и эмблематика старой Академии. Для членов Академии созданы специальные мантии, шапочки и нагрудные медали. Счет общих собраний (сессий) Академии ведется теперь не с 1947 года, а с первого собрания в XVIII веке. Наконец, первая же большая выставка, которая была организована в 2001 году президиумом АХ во главе с З.К. Церетели, называлась «Императорская – Российская академия художеств». Она включала в себя и современный раздел, и всю ретроспективу Академии, показывая через наиболее типичные произведения основные этапы ее истории и ее художественную школу.
Новым в период деятельности З.К.Церетели в качестве президента РАХ стало также избрание в Академию руководителей ведущих музеев страны: Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея, Музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музеев Московского Кремля, Музея Востока, ректоров МГАХИ им.В.И.Сурикоова, СПБЖСА им. И.Е.Репина, Академии живописи, ваяния и зодчества, впервые вошедших в состав Академии дизайнеров.
В Академию также издавна избирались почетные члены из числа крупных деятелей искусства зарубежных стран. Среди них имена живописца Эндрю Уайета (США), скульптора Мариана Конечны (Польша), графика Рюсэки Моримото (Япония), архитектора Оскара Нимейера (Бразилия) и других .
Наряду с зарубежными мастерами в почетные члены Академии в бытность Церетели стали активно избираться так же и крупные деятели отечественной культуры. При этом их ряды пополняют не только художники, искусствоведы, архитекторы и дизайнеры, но и некоторые политические и религиозные деятели, ученые и медики, оказавшие существенное влияние на современную культурную жизнь, а также видные представители других видов искусства. Так, почетными членами Российскойакадемии художеств стали писатели Ч.Айтматов, В.Аксенов, А.Битов, В.Войнович, Ф.Искандер, поэты Б.Ахмадулина, А.Вознесенский, АДементьев, Е.Евтушенко, режиссеры кино С.Соловьев, М.Хуциев,Э.Рязанов. Г.Данелия, балетмейстер Ю.Григорович, пианист Н.Луганский, актеры И.Чурикова, В.Лановой.
Все это расширяет и укрепляет связи Академии с различными сферами отечественной художественной культуры, содействует объединению творческих сил, а также дает ориентиры для развития современного искусства.
Российская академия художеств, согласно её Уставу, является не просто художественным, а и высшим научно творческим центром нашей страны. Научная работа ведется в ней на кафедрах вузов при РАХ, в которых преподают академики и члены-корреспонденты Академии, и прежде всего, в НИИ теории и истории изобразительных искусств, объединяющем крупнейших ученых искусствоведов в данной области. За десятилетия своего существования Институт подготовил и выпустил целую библиотеку книг, альбомов, учебников и учебных пособий, словарей и энциклопедий, популярной литературы, обогативших нашу культуру и сыгравших немалую роль в просвещении и духовном развитии любителей изобразительного искусства, как и в формировании профессионалов.
С началом президентства З.К.Церетели расширилась пропагандистская и популяризаторская деятельность Академии. Продолжалось издание «Информационого бюллетеня» о её деятельности. Стал систематически выходить журнал «ДИ» (диалог искусств), широко и глубоко освещающий творческую жизнь Академии и актуальные вопросы художественного развития. На протяжении ряда лет издавался журнал «Академия»,в котором публиковались материалы, посвященные истории и современной деятельности Академии художеств. Деятельность Академии освещается также в печати и в электронных средствах массовой информации. О творчестве всех членов Академии создаются документальные, видео фильмы, диски CD. Появился сайт Академии, академические страницы в социальных сетях в Интернете. Всё это способствует повышению престижа и авторитета Академии в общественной и художественной жизни России.
Крупными культурными инициативами З.К.Церетели стало создание первого в стране Московского музея современного искусства, Галереи искусств на Пречистенке,19 , международной кафедры ЮНЕСКО изобразительного искусства и архитектуры при Российской академии художеств, что позволило развернуть ее многообразную деятельность.
В 2007 году широко отмечалось 250-летие академии художеств. В Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя в Москве прошло торжественное собрание Академии, открывшее цикл праздничных мероприятий.Масштабные выставки работали в Московском Манеже ,Санкт- Петербурге, других российских городах. Юбилейные мероприятия прошли в институте им. И.Е.Репина в Санкт-Петербурге и завершились в Екатерининском дворце в Царском Селе.
Несмотря на сложности, связанные с реформой государственных академий наук в России (с 2013 года), уходом из ее структуры ряда учреждений, Академия осталась одним из ведущих учреждений культуры в стране. Усилия президента З.К.Церетели направлены на возвращение Академии образовательных функций. Благодаря его деятельности, в состав Академии возвращены творческие мастерские, региональные отделения, ряд других подразделений. Не прекращается активная выставочная деятельность, проводятсмя масштабные российские и международные конференции. В 2010-годы стартовали крупные долгосрочные научные проекты «Искусство и наука в современном мире», «Искусство, наука и религия», «Гуманистические основы и социальные функции искусства» и многие другие. Изучаются, осваиваются и внедряются новейшие технологии. В 2017 году отмечалось и 260-летие Академии. В рамках юбилейных мероприятий прошел крупный международный научный форум и масштабная интерактивная выставка, представившая все периоды истории Академии художеств.
В своих публичных выступлениях и интервью З.К. Церетели говорит о программных задачах Академии. Он подчеркивает необходимость приумножать богатство российской культуры, развивать индивидуальность художника и сохранять традиции реалистического искусства. Но на процессы современного искусства необходимо смотреть широко. По мнению З,К.Церетели Академия призвана содействовать многообразию искусства, всемерно помогать творчеству молодых художников, изучать отечественный и зарубежный опыт, как и творчество российских художников за рубежами Родины. Члены Академии должны создавать такое искусство, которое имело бы музейную ценность. Академия должна всячески укреплять и развивать школу профессионального художественного образования.
Материал подготовлен на основе статьи В.В.Ванслова «Зураб Константинович Церетели».
(Сб. «Президенты Академии художеств.(Советсткий Союз-Российская Федерация». Ред. В.В.Ванслов. М.,2006).
версия для печати