ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА САЙТ РАХ
С целью консолидации актуальной информации о творческой и научной деятельности членов Российской академии художеств на едином информационно-справочном ресурсе организации – официальном сайте РАХ (rah.ru), а также в связи с усилением контроля за соблюдением авторских и исключительных прав на иллюстративные и фотографические материалы в сети Интернет, утвержден следующий порядок предоставления материалов на сайт Российской академии художеств:
1.1. На сайт Российской академии художеств принимается информация только о мероприятиях и выставках, в которых принимают участие члены РАХ. Информация предоставляется ими или их Отделением в Управление информации (пресс-службу) в электронном виде не позднее, чем за 2 недели до планируемой даты проведения. К информации о мероприятиях прилагаются:
1.1.1. Текст анонса события (документ Word, не менее 1500 знаков), где будут четко прописаны:
- точное название мероприятия (конференция, круглый стол, лекция, мастер-класс, выставка и проч.);
- точное время, даты начала и завершения мероприятия;
- точное место (название и адрес) проведения мероприятия.
1.1.2. Иллюстративный материал надлежащего качества, что подразумевает:
- изображение четкое, не «замыленное»;
- тип файла – JPG / JPEG;
- размер (ширина и высота) – не менее 2000 пикселей по длинной стороне;
- разрешение 300 пикс/дюйм (dpi).
1.2. Все иллюстрации должны быть пронумерованы (илл. 1 и т.д.) и подписаны. Подписи могут содержаться в отдельном файле, прилагаемом к иллюстрациям и фотоматериалам. Все подписи должны соответствовать требованиям, указанным в настоящей инструкции.
1.3. Текстовые сообщения о мероприятиях без иллюстративных и фотографических материалов не принимаются для публикации на официальном сайте Российской академии художеств.
1.4. При предоставлении неполной информации или в случае нарушения сроков подачи материалов, сведения о мероприятиях не будут размещаться на сайте РАХ.
1.5. При подготовке материалов к публикации Управление информации (пресс-служба) оставляет за собой право вносить редакционные правки и корректировки в полученные материалы – с учетом формы представления информации на сайте Академии.
2.1. Все иллюстрации должны быть пронумерованы (илл. 1 и т.д.) и подписаны. Подписи могут содержаться в отдельном файле, прилагаемом к иллюстрациям и фотоматериалам. Все подписи должны соответствовать требованиям, указанным в настоящей инструкции.
2.2. Иллюстрации и фотографии без указания имени автора, источника заимствования, а также содержащие чужие подписи («водяные знаки»), не принимаются.
2.3. Подписи к иллюстрациям и фотографиям, содержащие ссылки на страницы сети Интернет, не являются академически допустимыми. Иллюстрации и фотоматериалы с такой подписью не принимаются для публикации на официальном сайте Российской академии художеств.
2.4. Формулировка «фото из открытых источников» является некорректной и не снимает с Академии ответственности в случае предъявления претензий и исков со стороны третьих лиц о нарушении авторских прав. Иллюстрации и фотоматериалы с такой подписью не принимаются для публикации на официальном сайте Российской академии художеств.
3.1. Подписи живописных и графических произведений обязательно должны содержать имя автора, название работы и год создания.
3.2. Если произведение находится в собрании музея или в частной коллекции, необходимо указать место хранения (коллекцию музея или частную коллекцию). Пример:
Илл. 1. Шепелюк Анатолий Павлович. Кутузов на командном пункте в день Бородинского сражения. 1952 г. Х.,м, 200х240. ФГБУК «Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник». Инв. № Ж-32.
3.3. Если имя автора неизвестно, это должно быть отражено в подписи. Пример:
Илл. 2. Неизвестный художник. Миниатюра восьмиугольная. Портрет графа Евграфа Федоровича Комаровского (1769 - 1843). 1800-е гг. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей». Инв. № И V 1650.
3.4. Отсутствие в подписи сведений об авторстве допустимо, если на репродукции представлена историческая работа и установить авторство не представляется возможным. Пример:
Илл. 3. Икона «Архангел Михаил с чудом в Хонех». Конец XV – начало XVI в. Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина. Инв. № Ж-455.
3.5. В случае использования репродукций из уникальных и общеизвестных музейных собраний, допустимо указывать название музея без организационно-правовой формы (ФГБУ, ФГБУК, ГБУК и т.п.). Пример:
Илл. 4. Иванов Александр Андреевич. Голова Иоанна Крестителя. Этюд для картины «Явление Христа народу (Явление Мессии)». 1837-1857 г. Государственная Третьяковская галерея.
3.6. Уточнить информацию о том или ином предмете музейной коллекции можно через Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации: https://goskatalog.ru
3.7. Репродукции произведений из иностранных музеев оформляются аналогичным образом.
3.8. Если репродукция живописного или графического произведения предоставлена автором и находится в его личном распоряжении, допустима упрощенная подпись. Пример:
Илл. 5. З.К. Церетели. Дон Кихот. 2012 г.
4.1. Фотографии произведений искусства без указания автора снимка не принимаются для публикации на официальном сайте Российской академии художеств.
4.2. Правила данного раздела применяется к произведениям, запечатленным на фотографиях, в том числе:
- скульптурам и монументальным произведениям (в том числе находящимся в городской среде);
- произведениям декоративно-прикладного искусства;
- театральным и кинодекорационным произведениям;
- костюмам;
- макетам;
- иным аналогичным произведениям, запечатленным на фотографиях.
4.3. Подписи фотографий произведений искусства должны содержать сведения об авторе и названии работы, времени создания, а также об авторе снимка. Пример:
Илл. 6. З.К. Церетели. В ознаменование 300-летия российского флота. 1997 г. Фото: Шагулашвили Серги Нугзариевич.
4.4. Если произведение находится в собрании музея или в частной коллекции, необходимо указать место хранения (коллекцию музея или частную коллекцию). Пример:
Илл. 7. Образок в оправе «Христос Пантократор». Константинополь, X – XI вв.; оправа – конец XIII – начало XIV в. Музеи Московского Кремля. Фото: С.В. Баранова. Инв. № ДК-143.
4.5. Если автор фотографии неизвестен и установить авторство невозможно, допустимо указание информации об организации или ее структурном подразделении – официальном новостном агентстве – которым (по заказу которого) был сделан снимок. Пример:
Илл. 8. Кубок. Патриаршая мастерская, конец XVII в. Мастер Андрей Бланкостин. Серебро. Литье, канфарение, резьба, чеканка, золочение. Высота 21,5 см., диаметр 7,9 см. Фото: Музеи Московского Кремля.
5.1. Подписи фотографий архитектурных сооружений должны содержать сведения о названии сооружения и авторе снимка. Пример:
Илл. 9. Церковь Успения Божией Матери Александровой слободы. Южный портал. Вторая половина XVI в. Фото: И.И. Иванова.
5.2. Если автор фотографии неизвестен и установить авторство невозможно, допустимо указание информации об организации или ее структурном подразделении – официальном новостном агентстве – которым (по заказу которого) был сделан снимок. Пример:
Илл. 10. Здание Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, южный фасад. Вид со стороны Соборной площади. Фото: ФГБУК «Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль"».
6.1. Допускается использование отсканированных иллюстраций из книг и журналов при условии полного цитирования подрисуночной подписи и указания выходных данных издания. Пример:
Илл. 11. «Камни, найденные в 1887 году при земляных работах в Малом Кремлевском саду у Боровицких ворот, весьма вероятно, остатки архитектурных частей великокняжеского дворца XVI века, построенного итальянскими зодчими». Из кн.: Бартенев С.П. Московский Кремль в старину и теперь. М., 1916. Кн. II. Государев двор в Московском Кремле. С. 107.
6.2. Иллюстрации из книг и журналов, вышедших за рубежом, оформляются аналогичным образом. Подпись может быть представлена на русском языке, выходные данные издания – в полном соответствии с источником цитирования. Пример:
Илл. 12. Икона «Богоматерь с Младенцем». Середина XIII в. Церковь Св. Симеона в Задаре. Изкн.: Permanent Exhibition of Religious Art Zadar. Zagreb, 1980. Cat. № 20.
7.1. Подписи фотографий с мероприятий (репортажные съемки) должны содержать сведения о названии мероприятия и авторе снимка. Пример:
Илл. 13. Торжественное собрание к 265-летию Российской академии художеств. Фото: Иван Новиков-Двинский.
7.2. Если автор фотографии неизвестен и установить авторство невозможно, допустимо указание информации об организации или ее структурном подразделении – официальном новостном агентстве – которым (по заказу которого) был сделан снимок. Пример:
Илл. 14. Вернисаж юбилейного выставочного проекта «Из Музейного фонда Российской академии художеств» в МВК РАХ. Фото: Пресс-служба РАХ.
8.1. Подписи портретных фотографий должны содержать сведения об имени человека, запечатленного на снимке, и авторе снимка. Пример:
Илл. 15. Золотов А.А. Фото: Борис Сысоев.
8.2. Если автор фотографии неизвестен и установить авторство невозможно, допустимо указание информации об организации или ее структурном подразделении – официальном новостном агентстве – которым (по заказу которого) был сделан снимок. Пример:
Илл. 16. Золотов А.А. Фото: Пресс-служба РАХ.
Основание для утверждения данного порядка - Приказы Российской академии художеств № 19 от 24.02.2021 г. и № 33 от 17.02.2023 г.