АНТРОПОМОРФИЗМ


(от греч.
antropos — человек и morpheвид) уподобление человеку, на­деление человеческим обличьем и че­ловеческими качествами предметов и явлений неживой природы, раститель­ного и животного мира, воображае­мых существ и божеств. Восприятие природы в духе А. и   анимизма (одухотворения окружающих че­ловека предметов и явлений) свой­ственно человеку с древнейших вре­мен, так же как и проявления зоо­морфизма. Антропоморфные изобра­жения божеств в первобытном искус­стве (женские статуэтки верхнего палеолита; идолы неолита, напр. кикладские идолы на о-вах Эгейского моря, III—II тыс. до н. э.) свидетель­ствуют об очеловечении и одухотво­рении природных сил уже на самых ранних стадиях развития общества. В пору разложения первобытного строя и образования ранних, государств и государственных религий образы бо­гов получают последовательно человеческий облик (хотя нередко сохраняются зооморфные и фантастические черты).

А. присущ иногда и позднейшему искусству, когда человеческими чер­тами наделяются образы природы, навеянные мифами, легендами, сказ­ками, притчами, баснями и т. д., как в древности и в средние века, так и в символическом и фантастическом искусстве от эпохи Возрождения (Хиеронимус Босх, Питер Брейгель) до романтизма (Филипп Отто Рунге), символизма (Арнольд Бёклин), сюрреализма (Сальвадор Дали).


версия для печати