БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР


(от фр. bа
taille битва) жанр изобразитель­ного искусства (гл. обр. живописи, отчасти также графики и скульпту­ры), связанный с изображением битв, военных походов, ратных подвигов, разнообразных боевых действий и эпизодов военной жизни. Важное значение в европейской живописи Б. ж. приобрел в эпоху Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Тициан, Тинторетто), пережил свой подъем в 17—18 вв. (Диего Веласкес, Рембрандт, Никола Пуссен, Антуан Ватто) и особенно ярко запечатлел пафос и трагедию войны в период распространения романтизма в 1-й пол. 19 в. (Франсиско Гойя, Теодор Жерико, Эжен Делакруа). В 19 — нач. 20 в. наряду с документально точным повествовательным изображением битв и военных сцен (Орас Верне, Эдуар Детай, Альфонс Невиль во Франции, А. Е. Коцебу, Ф. А. Рубо в России) появляется стремление пе­редать психологию войска, простых солдат, превратности военной служ­бы (В. В. Верещагин, В. И. Суриков в России, Адольф Менцель в Герма­нии).

Б. ж. может быть составной частью исторического жанра (при изображении боевых действий или военного быта прошлой эпохи либо при осознании исторического смыс­ла современных сражений), составной частью мифологического жанра (если изображаются поединки фан­тастических героев), а также может иметь непосредственное отношение к современной художнику жизни армии и флота, к изображению новой бое­вой техники, нового характера вооруженных конфликтов, свидетелем и даже участником которых становит­ся сам художник, создающий произ­ведение Б. ж. по личным впечатле­ниям и зарисовкам, воспоминаниям. Б. ж. может включать элементы дру­гих жанров бытового, портретно­го, пейзажного, анималистического (при изображении конницы), натюр­морта (при изображении оружия, доспехов, военных трофеев, знамен и др. атрибутов воинской жизни). Традиционно Б. ж. был чаще всего  связан с воспеванием воинской до­блести, ярости битвы, торжества по­беды, со стремлением поддержать в обществе воинственный дух и патриотические настроения, чему придава­лось особенно большое значение в предвоенные и военные периоды (в частности, в Советском Союзе). В 1934—1935 гг. была создана Студия военных художников им. М. Б. Гре­кова, которая была ориентирована на приоритетное развитие Б. ж., на про­славление мощи Красной Армии. Батальные картины, графические циклы, скульптурные композиции, панорамы, диорамы следовали тради­циям воспевания воинской героики. Вместе с тем в широких рамках Б. ж. 20 в. находило выражение гу­манистическое сочувствие народам, пережившим трагедию войны, пони­мание судеб человека на войне (кар­тины М. Б. Грекова, А. А. Дейнеки, С. В. Герасимова, А. А. Пластова, Кукрыниксов, Е. Е. Моисеенко, Б. М. Неменского, А. А. Мыльнико­ва, Г. М. Коржева; полотна о латыш­ских стрелках Индулиса Зариня; по­лотна и рисунки Хосе Клементе Ороско в Мексике, Пола Нэша в Англии, Ренато Гуттузо в Италии). Протест против бесчеловечности вой­ны, восприятие войны как величай­шей трагедии, насилия над человеком и народом с особой силой и болью были воплощены в графике бель­гийца Франса Мазерееля, немца Отто Дикса, русских художников Д. А. Шмаринова, Б. И. Пророкова и в знаменитой «Гернике» (1937) Пабло Пикассо, прозвучавшей как проклятие фашизму и войне.


версия для печати