МЕЛКАЯ ПЛАСТИКА,

 
малая пластика, скульптура малых форм самый распространен­ный, особенно популярный вид ис­кусства скульптуры. Мелкая пласти­ка зародилась еще на заре человече­ского общества, ее находят при рас­копках самых древних поселений. Это изделия из обожженной глины, резьба по дереву, кости, камню, на­деленные качествами декоративнос­ти и миниатюрности. В современном изобразительном искусстве скульпту­ра малых форм может представлять собой статуэтку или композицию жанрово-бытового содержания, на­стольный портретный бюст, изобра­жение животного мира, наконец спе­циально выполненную небольшую модель какого-либо памятника (как сувенир) и т. д. М. п. включает как произведения круглой скульптуры, так и рельефы: декоративные ме­дальоны, памятные медали, глип­тику.

К М. п. относятся античные тер­ракотовые статуэтки, бронзовые фи­гурки эпохи Возрождения, японские нэцкэ (с 17 в.), фарфоровые статуэт­ки (с 18 в.), литье из металла 19— 20 вв. и обширная область народной игрушки. С 18 в. известностью поль­зуется малая пластика Императорско­го фарфорового завода (ныне Фарфо­ровый завод им. М. В. Ломоносова в Санкт-Петербурге). Знамениты чугун­ное литье Каслинского завода на Урале, деревянная резная игрушка села Богородского Московской обл., многообразна резьба по кости наро­дов Севера и др.

М. п. включает столь разнообраз­ный по функциональному значению круг произведений, что и пластичес­ки-художественные решения их, и вы­бор материала могут быть самыми различными. Малые размеры скуль­птуры определяют и специфику ее изобразительного языка. Как прави­ло, М. п. отличают тщательная про­работка деталей, декоративное ис­пользование цвета (особенно в кера­мике, в игрушке). Произведения это­го вида пластического искусства мо­гут располагаться в любом окружении и при разном освещении, напр., фар­фор или народные игрушки имеют более или менее постоянное место при декоративном оформлении вы­ставочных помещений, среди предме­тов домашней обстановки и т. д. Чаще, чем другие виды скульптуры, ее мелкие формы оказываются в пря­мом контакте с областью декоратив­ного искусства.


версия для печати