СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА


СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРАрод скульптуры, одна из важнейших областей станкового искусства: С. с. включает различные виды скуль­птурной композиции (голова, бюст, поясное или трехчетвертное изобра­жение, фигура, группа), различные жанры (портрет, сюжетная, символи­ческая или аллегорическая компози­ция, анималистика изображение животного мира). В последние деся­тилетия 20 в. в скульптуре возникли ранее не свойственные ей жанрынатюрморт и пейзаж (чаще всего в керамической пластике); появились новые формы С. с. абстрактные композиции, объекты, находящиеся на грани предмета, технической кон­струкции и скульптуры. В С. с. ис­пользуются различные технические методы лепка, высекание, резьба, литье, выколотка, ковка, чеканка, сварка, применяются разнообразные материалы камень, металл, дере­во, глина, гипс, керамика, стекло, пластилин, воск, синтетические по­лимерные составы. В композицию могут также вводиться готовые объ­екты, заимствованные из бытового ок­ружения или технической сферы.

С. с. как культового, так и свет­ского характера известна с древно­сти: она была распространена в ис­кусстве Древнего Востока и антич­ности (портрет, вотивная скульптура, мелкая пластика). В Новое время под С. с. стали подразумевать произведе­ния, предназначенные для выставок, музеев, общественных и жилых ин­терьеров (в 19 в. возникло понятие «кабинетная скульптура») и для продажи на художественном рынке. С.с. рассчитана на восприятие с близ­кого расстояния, не связана с пред­метным окружением и архитектурой конкретного интерьера, она предпо­лагает продолжительный контакт со зрителем, побуждает его к сопережи­ванию. Обычный размер С. с. мень­ше натуральной величины, равен ей или немного ее превышает. С. с. свой­ственны повествовательность, психо­логизм, часто используется язык ме­тафоры и символа. В силу относи­тельной независимости от окружав­шей предметной среды и архитектурной ситуации, а также благодаря раз­нообразию и мобильности использу­емых технических приемов С. с. мо­жет иметь ярко выраженный экспе­риментальный характер. В ней легко воплощаются новые идеи, всесторон­не проявляются особенности индиви­дуальности автора. В 20 в. С. с., рас­ширяя свои видовые и жанровые гра­ницы, сближается с живописью, де­коративно-прикладным искусством, архитектурой и театром.


версия для печати