СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА


СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА определение своеоб­разного скрещения традиционных жанров живописи (бытового, исто­рического, батального, композицион­ного портрета, пейзажа и др.), возни­кшее в советском искусствознании и в художественной практике 1930-х гг.; способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы (о революции, о Гражданской, а впо­следствии о Великой Отечественной войне, о социалистическом строи­тельстве в городе и деревне, о борьбе за мир и т. п.) с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, запе­чатленным, как правило, в многофи­гурной композиции. С.-т. к. мысли­лась как непременная часть и верши­на социалистического реализма, не­обходимый продукт реалистического метода, «изображение жизни в фор­мах самой жизни». В С.-т. к. видели явление, обладающее внутренней мо­нументальностью и тем самым отли­чающееся от традиционных «камер­ных» жанров, где внимание худож­ника сосредоточено лишь на к.-л. отдельном объекте (природный мотив в пейзаже, предмет в натюрморте, человеческое лицо в портрете и т. п.), но нет объединяющего действия, нет широкого замысла и идейного стер­жня. Советская эстетика опрокиды­вала понятие С.-т. к. и в прошлое, подводя под эту категорию полотна Диего Веласкеса, Эжена Делакруа, К. П. Брюллова, А. А. Иванова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, побуждавшие современных художников к созданию масштабных полотен. Сре­ди других жанров советской живопи­си С.-т. к. считалась наиболее пре­стижной, выше других оплачиваемой при государственных заказах и закупках, занимающей центральное место на выставках. Она была как бы супержанром, хотя могла быть и про изведением исторического жанра, и картиной на современную тему. В художнической лексике понятию С.-т. к. соответствовало понятие «фи­гурная композиция», поскольку без действующих лиц (персонажей, фи­гур) она не мыслилась. Независимо от того, на прошлом или на современном материале строилась композиция, главную роль в ней играл действующий человек (герой или антигерой), ясно прослеживалось дейст вие, взаимоотношение (обычно кон­фликтное столкновение) разных ха рактеров, расставлены психологиче ские акценты, выявлены идеи, моби­лизующие общественное сознание Немалый вклад в развитие практики С.-т. к. внесли такие мастера как Б. В. Иогансон, Вл. А. Серов, А. П. и С. П. Ткачевы, В. И. Иванов, Б. С. Угаров, Е. Е. Моисеенко, Т.Т.Салахов, Г. М. Коржев и др.


версия для печати