Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ВОЗРОЖДЕНИЕ


 —
одна из вели­чайших культурно-исторических эпох, переломный для истории Евро­пы этап между средними веками и Новым временем, заложивший осно­вы европейской культуры Нового времени. Термин «В.» является калькой французского термина «Ренес­санс» (
Renaissance), введенного в научный обиход в сер. 19 в. истори­ком Ж. Мишле. Термин «Ренессанс» принят в европейском языкознании, употребляется и в русской научной литературе вместе с термином «В.» Эпоха В. характеризуется кардиналь­ными сдвигами в ориентации и содержательном пафосе культуры и искусства, провозглашением реального мира и человека как высшей цен­ности. Важную роль в формулировке и утверждении этой ориентации сыг­рал гуманизм культурное течение, зародившееся в 14 в. в Италии, а во 2-й пол. 15—16 в. получившее рас­пространение и в других европейских странах. Разработав представление о Природе как носительнице гармони­ческого разумного начала и о Чело­веке как ее самом совершенном про­явлении, гуманисты обратились к античной культуре как к высшему духовному авторитету, источнику зна­ний, этических и эстетических цен­ностей.

Гуманистический пафос эпохи на­шел наиболее полное и яркое выра­жение в искусстве. В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы, складывается но­вая типология традиционных типов зданий (храм, дворец властей), широкое развитие получают новые типы построек (городской дворец, загород­ная вилла, различные виды утилитар­ных построек), складывается теория архитектуры, разрабатывается кон­цепция идеального города. Скульпту­ра, в средние века неразрывно свя­занная с архитектурой, получает и са­мостоятельное существование; появ­ляются свободно стоящая статуя, па­мятник современнику, скульптурный портрет; темы и образы скульптуры черпаются не только из Священного писания, но также из античной ми­фологии. Формируется новый пластический язык скульптуры, основан­ный на изучении натуры и античного наследия.

Ведущее место в системе изобра­зительных искусств принадлежит живописи, наиболее адекватно соответ­ствовавшей ренессансному принципу «подражать природе», стремлению охватить все праздничное многообра­зие реального мира. Сложение новой изобразительной системы, основан­ной на изучении натуры, на исполь­зовании линейной и воздушной пер­спективы, оказало большое влияние на дальнейшее развитие европейской живописи. Наряду с традиционной библейской широкое распростране­ние получает мифологическая тема­тика, одним из ведущих живописных жанров становится портрет, форми­руются элементы пейзажного и бы­тового жанра, исторической композиции.

В то же время В. отмечено и чер­тами переходной эпохи. Духовный и художественный опыт средневековья, при всей остроте осознания деятелями В. принципиальной новизны тво­римой ими культуры, так или иначе вплавляется в нее. В архитектуре и искусстве эпохи В. достаточно долгую жизнь обрели традиции поздней готики, соседствовавшие с новыми ренессансными тенденциями и вступившие с ними в сложное взаимодейст­вие. Основные тенденции эпохи В. реализовались в различных европей­ских странах в разных временных границах и с различной степенью интенсивности и полноты.


Ведущим центром В. была Ита­лия, искусство и культура которой пе­режили необычайный подъем. Эпоха В. в Италии прошла несколько этапов. Первый из них носит переходный характер и охватывает время с 1260 — 1280 до 1410—1420 гг. Осо­бенно большое значение имеет его начальный период (ок. 1260—1280 до 1320), Проторенессанс, называе­мый иногда «эпохой Данте и Джот­то», когда в творчестве ведущих мастеров этого времени Джотто, Пьетро Каваллини, Арнольфо ди Камбио, Никколо и Джованни Пизано уже наметились черты принципиально нового искусства. Традиции, сложившиеся в эти годы, нашли дальнейшее, но более противоречивое развитие в искусстве 14 в., одновременно отмеченном усилением тенденций, связан­ных с поздней готикой. Ренессансные историки искусства (Джорджо Вазари) рассматривали переходный пери­од как начало новой эпохи; современ­ные исследователи либо видят в нем начальную точку отсчета В., либо включают его в рамки поздней готи­ки.


Терминологические определения дальнейших этапов культуры и искус­ства итальянского В. Раннее В., Высокое В., Позднее В. (
Frührenais sance, Hochrenaissance, Spätrenaissance) были введены в научный обиход немецкими исследователями. Раннее В. (ок. 1410—1420 — ок. 1500) было временем формирования и широкого утверждения ренессансных принципов в архитектуре, скуль­птуре, живописи, теории искусства сначала во Флоренции (Филиппо Брунеллески, Донателло, Мазаччо и др.), а во 2-й пол. 15 в. во всех веду­щих итальянских школах (среди ко­торых кроме флорентийской особен­но выделялись венецианская, феррарская, умбрийская), временем, когда работала целая плеяда выдающихся архитекторов, скульпторов, живопис­цев. Их завоевания составили базу для Высокого В. (ок. 1500 — ок. 1520—1545) — краткого периода наивысшего подъема, когда в твор­честве Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Джорджоне, Тициа­на новое мироощущение получило наиболее полное и значительное вы­ражение, сложился идеально возвы­шенный стиль, синтезирующий пред­ставления о гармонической природе мироздания, значительности и геро­ической активности человека. С нач. 1520-х гг. в Центр. Италии и с 1540-х гг. в Венеции начинается последний, самый сложный и драмати­ческий, отмеченный чертами кризиса и одновременно новыми художест­венными открытиями этап Позд­нее В., завершающееся к 1590 г. В Позднем В. наряду с Микеланджело наибольший вклад внесли мастера Венеции Тициан, Веронезе, Тинторетто, Палладио.

Искусство В. вне Италии получи­ло более сложное и противоречивое развитие. В архитектуре большинст­ва европейских стран вплоть до нач. 16 в. господствовали готические тра­диции; исключение составляли лишь города Далмации (Адриатического побережья Хорватии), где существовали традиционные тесные связи с Италией, и Венгрия, где во 2-й пол. 15 в. были сильны итальянские влия­ния. Готические традиции во многом продолжали определять характер скульптуры 15 в.; особенно выделя­ется скульптура Германии. В утвер­ждении новых ренессансных тенден­ций особенно велика была в 15 в. роль живописи Нидерландов, оказав­шей влияние на другие европейские школы, вплоть до итальянской. В работах ведущих нидерландских жи­вописцев этого времени (Ян ван Эйк, Хуго ван дер Гус) сложился особый, северный вариант В., с обостренным интересом к бесконечному многооб­разию мира, его деталям, природе, миру вещей, окружающих человека, к реальной, неприкрашенной натуре, световоздушной среде. В 1430-х гг. ренессансные тенденции ярко про­явились в живописи Германии, одна­ко они обретают широкое развитие лишь к кон. 15 в. Во Франции новые тенденции очень ярко проявились еще на рубеже 14—15 вв. в книжной миниатюре, портрете, скульптуре (Клаус Слютер), но более полно проявляются лишь к сер. 15 в. Искусство В. в 16 в. вне Италии приобретает более широкий характер. В архитек­туре большинства европейских стран от Испании до Польши возраста­ет интерес к ордерным принципам античности, итальянской архитекту­ре, трудам итальянских теоретиков архитектуры, создаются самобытные архитектурные сооружения. Итальян­ские архитекторы 15—16 вв. работа­ли во многих странах, в т. ч. в Рос­сии (Аристотель Фьораванти, Алевиз, Марк Фрязин). Особо складывалась архитектура французского В. 2-й пол. 16 в. (Пьер Леско). В 1-й пол. 16 в. одним из ведущих центров В. стано­вится Германия, где работает целая плеяда выдающихся живописцев во главе с Альбрехтом Дюрером и Хан­сом Хольбайном (младшим). В жи­вописи Нидерландов национальные традиции соседствуют с обращением к итальянскому искусству. Кульминацией национальных особенно­стей в нидерландском искусстве ста­ло творчество Питера Брейгеля Стар­шего. Вместе с тем и в 16 в. развитие искусства В. вне Италии проис­ходит неравномерно, наиболее яркие проявления его существуют не­долго.

ВАБИ ВАГ ВАДЖРА ВА-Ё ВАЗА ВАЗОПИСЬ ВАЛ ВАЛЁР ВАЛЬМОВАЯ КРЫША ВАНИТАС ВАРИАНТ ВАРИАТИВНОСТЬ ВАТ ВАХАЛЬКАДА ВАХАНЫ ВАЯНГ ВАЯНИЕ ВАЯТЕЛЬ ВЕДЖВУД, см. Уэджвуд. ВЕДУТА ВЕЕР ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕ­НИЕ ПО СЕРЕБРУ ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕЦ ВЕНЕЦИАНОВЦЫ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ ВЕНЗЕЛЬ ВЕРДЮРА ВЕРИЗМ ВЕРНИСАЖ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОПОРА ВЕСТВЕРК ВЕСТИБУЛ ВИА ВИДЕО-АРТ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ ВИЗИРОВАНИЕ ВИЛЛА ВИМА ВИМАНА ВИМПЕРГ ВИНОГРАДОВСКИЙ ФАРФОР ВИНЬЕТКА ВИТРАЖ ВИХАРА ВИШАП ВКЛЕЙКА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ВОЗВЫШЕННОЕ ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУХ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ВОЛЮТА ВОРСОВЫЙ КОВЁР ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОС­ТЕЙ ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВОСКОВОЙ СПОСОБ ВОСЬМЕРИК ВОТИВНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ВОХРЕНИЕ ВРЕМЯ ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ВЫКРУЖКА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА ВЫПУКЛЫЙ ФРИЗ ВЫРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСЕКАНИЕ ВЫСКРЕБАНИЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ВЫСОКИЙ РЕЛЬЕФ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКА ВЫШИВКА ВЭНЬЖЭНЬХУА

версия для печати