Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ВОЗРОЖДЕНИЕ
Гуманистический пафос эпохи нашел наиболее полное и яркое выражение в искусстве. В архитектуре воскрешаются принципы античной ордерной системы, складывается новая типология традиционных типов зданий (храм, дворец властей), широкое развитие получают новые типы построек (городской дворец, загородная вилла, различные виды утилитарных построек), складывается теория архитектуры, разрабатывается концепция идеального города. Скульптура, в средние века неразрывно связанная с архитектурой, получает и самостоятельное существование; появляются свободно стоящая статуя, памятник современнику, скульптурный портрет; темы и образы скульптуры черпаются не только из Священного писания, но также из античной мифологии. Формируется новый пластический язык скульптуры, основанный на изучении натуры и античного наследия. Ведущее место в системе изобразительных искусств принадлежит живописи, наиболее адекватно соответствовавшей ренессансному принципу «подражать природе», стремлению охватить все праздничное многообразие реального мира. Сложение новой изобразительной системы, основанной на изучении натуры, на использовании линейной и воздушной перспективы, оказало большое влияние на дальнейшее развитие европейской живописи. Наряду с традиционной библейской широкое распространение получает мифологическая тематика, одним из ведущих живописных жанров становится портрет, формируются элементы пейзажного и бытового жанра, исторической композиции. В то же время В. отмечено и чертами переходной эпохи. Духовный и художественный опыт средневековья, при всей остроте осознания деятелями В. принципиальной новизны творимой ими культуры, так или иначе вплавляется в нее. В архитектуре и искусстве эпохи В. достаточно долгую жизнь обрели традиции поздней готики, соседствовавшие с новыми ренессансными тенденциями и вступившие с ними в сложное взаимодействие. Основные тенденции эпохи В. реализовались в различных европейских странах в разных временных границах и с различной степенью интенсивности и полноты.
Искусство В. вне Италии получило более сложное и противоречивое развитие. В архитектуре большинства европейских стран вплоть до нач. 16 в. господствовали готические традиции; исключение составляли лишь города Далмации (Адриатического побережья Хорватии), где существовали традиционные тесные связи с Италией, и Венгрия, где во 2-й пол. 15 в. были сильны итальянские влияния. Готические традиции во многом продолжали определять характер скульптуры 15 в.; особенно выделяется скульптура Германии. В утверждении новых ренессансных тенденций особенно велика была в 15 в. роль живописи Нидерландов, оказавшей влияние на другие европейские школы, вплоть до итальянской. В работах ведущих нидерландских живописцев этого времени (Ян ван Эйк, Хуго ван дер Гус) сложился особый, северный вариант В., с обостренным интересом к бесконечному многообразию мира, его деталям, природе, миру вещей, окружающих человека, к реальной, неприкрашенной натуре, световоздушной среде. В 1430-х гг. ренессансные тенденции ярко проявились в живописи Германии, однако они обретают широкое развитие лишь к кон. 15 в. Во Франции новые тенденции очень ярко проявились еще на рубеже 14—15 вв. в книжной миниатюре, портрете, скульптуре (Клаус Слютер), но более полно проявляются лишь к сер. 15 в. Искусство В. в 16 в. вне Италии приобретает более широкий характер. В архитектуре большинства европейских стран от Испании до Польши возрастает интерес к ордерным принципам античности, итальянской архитектуре, трудам итальянских теоретиков архитектуры, создаются самобытные архитектурные сооружения. Итальянские архитекторы 15—16 вв. работали во многих странах, в т. ч. в России (Аристотель Фьораванти, Алевиз, Марк Фрязин). Особо складывалась архитектура французского В. 2-й пол. 16 в. (Пьер Леско). В 1-й пол. 16 в. одним из ведущих центров В. становится Германия, где работает целая плеяда выдающихся живописцев во главе с Альбрехтом Дюрером и Хансом Хольбайном (младшим). В живописи Нидерландов национальные традиции соседствуют с обращением к итальянскому искусству. Кульминацией национальных особенностей в нидерландском искусстве стало творчество Питера Брейгеля Старшего. Вместе с тем и в 16 в. развитие искусства В. вне Италии происходит неравномерно, наиболее яркие проявления его существуют недолго. |
ВАБИ ВАГ ВАДЖРА ВА-Ё ВАЗА ВАЗОПИСЬ ВАЛ ВАЛЁР ВАЛЬМОВАЯ КРЫША ВАНИТАС ВАРИАНТ ВАРИАТИВНОСТЬ ВАТ ВАХАЛЬКАДА ВАХАНЫ ВАЯНГ ВАЯНИЕ ВАЯТЕЛЬ ВЕДЖВУД, см. Уэджвуд. ВЕДУТА ВЕЕР ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕЦ ВЕНЕЦИАНОВЦЫ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ ВЕНЗЕЛЬ ВЕРДЮРА ВЕРИЗМ ВЕРНИСАЖ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОПОРА ВЕСТВЕРК ВЕСТИБУЛ ВИА ВИДЕО-АРТ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ ВИЗИРОВАНИЕ ВИЛЛА ВИМА ВИМАНА ВИМПЕРГ ВИНОГРАДОВСКИЙ ФАРФОР ВИНЬЕТКА ВИТРАЖ ВИХАРА ВИШАП ВКЛЕЙКА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ВОЗВЫШЕННОЕ ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУХ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ВОЛЮТА ВОРСОВЫЙ КОВЁР ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВОСКОВОЙ СПОСОБ ВОСЬМЕРИК ВОТИВНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ВОХРЕНИЕ ВРЕМЯ ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ВЫКРУЖКА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА ВЫПУКЛЫЙ ФРИЗ ВЫРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСЕКАНИЕ ВЫСКРЕБАНИЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ВЫСОКИЙ РЕЛЬЕФ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКА ВЫШИВКА ВЭНЬЖЭНЬХУА |