Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ВРЕМЯ
В. в архитектуре — это ритм движения человека в сооружении, здании, ансамбле, парке, ритм обхода и обзора, диктуемый масштабом и ритмом архитектуры — колоннад, аркад, помещений в анфиладах, аллей в парках, зданий на площади и т. д. Круглая скульптура (статуя, группа, бюст) сама диктует путь обхода и обзора, множественность или ограниченное число точек зрения, а следовательно, и В. восприятия скульптуры, его соотношение с В. изображенного движения. В живописи, графике, рельефе особенно разнообразны концепции В. изображаемого действия (основные — ситуативное, биографическое, историческое В.); существует «продолженное повествование» (нем. kontinuierende Darstellung) — рассказ, переходящий через фриз, цикл картин, графических листов, рельефов (рельефы «Страстей Христовых» в готических соборах; иконы праздничного чина в русском иконостасе; циклы гравюр Уильяма Хогарта, картин В. В. Верещагина и т. д.). В первобытном искусстве уже намечены основные представления о В. — мгновение, выхваченное из быстрого движения (сцены охоты в росписях палеолита), неограниченная длительность эпического рассказа (в петроглифах и писаницах неолита и бронзового века) и вечная неизменность священного идола неолита. Искусство Древнего Востока культивирует иератическое ощущение вечности (египетские статуи фараонов), но в росписи и рельефы проникало чувство быстротекущего В. (ассирийские батальные и анималистические рельефы). Античное искусство выработало синтез равновременных действий в кульминационном моменте, олицетворении гармонии и совершенства («Дискобол» Мирона, сер. 5 в. до н. э.). Искусство средних веков соединило незыблемость вечного идеала с неторопливым обстоятельным рассказом — в мозаичных и фресковых циклах, житийных иконах (Христос или Богоматерь в конхе апсиды, в куполе, в среднике иконы, статуя Будды на возвышении — в окружении повествовательных композиций); начиная с эпохи Возрождения, искусство интерпретирует действие — ренессансный героический жест, готовность к поступку («Давид» Микеланджело, 1501—1504), позже — свойственный искусству барокко переход из одного состояния в другое («Аполлон и Дафна» Лоренцо Бернини, 1622—1625), затем — неуловимый момент ожидания, кратковременный нюанс чувства, характерные для искусства рококо («Паломничество на Киферу» Антуана Ватто, 1717). С эпохи романтизма в искусстве возобладало субъективное В., соединяющее эмоциональный порыв художника со вспышкой энергии, заряжающей изображенную ситуацию («Битва при Пуатье» Эжена Делакруа, 1830). Другое достижение искусства 19 в. — историческое В., ощущение настоящего В. как перелома между двумя эпохами («Явление Христа народу» А. А. Иванова, 1837—1857; «Утро стрелецкой казни» В. И. Сурикова, 1881). Импрессионизм обострил восприятие В. в природе и в стремительной городской жизни, оценил выразительность мгновения, вырванного из потока В. («После обеда» Огюста Ренуара, 1879). Постимпрессионизм и символизм, напротив, постарались придать ощущение непреходящей вечности, устойчивой значительности символам вечных истин и драм бытия («Желтый Христос» Поля Гогена, 1889). В искусстве 20 в., подстегиваемом верой в социальный и научно-технический прогресс и одновременно тянущемся к стабильным устоям духовной и нравственной жизни, возрастает контраст между лихорадочно ускоренным бегом В. и приверженностью к незыблемым идолам — порождениям потрясенного сознания («Три музыканта» Пабло Пикассо, 1921). В последней трети 20 в. разочарование в утопических идеалах породило ностальгическое «обратное В.», обращенное к невозвратным эпохам (постмодернизм, стиль ретро). |
ВАБИ ВАГ ВАДЖРА ВА-Ё ВАЗА ВАЗОПИСЬ ВАЛ ВАЛЁР ВАЛЬМОВАЯ КРЫША ВАНИТАС ВАРИАНТ ВАРИАТИВНОСТЬ ВАТ ВАХАЛЬКАДА ВАХАНЫ ВАЯНГ ВАЯНИЕ ВАЯТЕЛЬ ВЕДЖВУД, см. Уэджвуд. ВЕДУТА ВЕЕР ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕНИЕ ПО СЕРЕБРУ ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕЦ ВЕНЕЦИАНОВЦЫ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ ВЕНЗЕЛЬ ВЕРДЮРА ВЕРИЗМ ВЕРНИСАЖ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОПОРА ВЕСТВЕРК ВЕСТИБУЛ ВИА ВИДЕО-АРТ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ ВИЗИРОВАНИЕ ВИЛЛА ВИМА ВИМАНА ВИМПЕРГ ВИНОГРАДОВСКИЙ ФАРФОР ВИНЬЕТКА ВИТРАЖ ВИХАРА ВИШАП ВКЛЕЙКА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ВОЗВЫШЕННОЕ ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУХ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ВОЛЮТА ВОРСОВЫЙ КОВЁР ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОСТЕЙ ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВОСКОВОЙ СПОСОБ ВОСЬМЕРИК ВОТИВНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ВОХРЕНИЕ ВРЕМЯ ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ВЫКРУЖКА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА ВЫПУКЛЫЙ ФРИЗ ВЫРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСЕКАНИЕ ВЫСКРЕБАНИЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ВЫСОКИЙ РЕЛЬЕФ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКА ВЫШИВКА ВЭНЬЖЭНЬХУА |