Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ


(фр.
email champleve, букв. вскопанное по­ле) эмаль, заполняющая углубле­ния в толще металла.

Выполняется обычно на меди и бронзе. Золото и серебро для этой техники также употребимы. Изобра­зительная или орнаментальная композиция предварительно наносится на металлическую пластину штихе­лем или резцом, а также штампов­кой либо при отливке. Затем углуб­ленный рисунок заполняется эмалью. После этого изделие подвергается обжигу и, наконец, полируется до образования единой поверхности, как при работе с перегородчатой эмалью.

Для декорирования изделий из меди и бронзы применяются непрозрачные эмали; стекловидная масса с добавлением олова, не поддающего­ся плавлению и окрашивающего мас­су при обжиге в белый цвет. Такого рода эмаль называется «опаковой», т. е. непрозрачной.

Если основа изготавливается из благородного металла золота или серебра, то предпочтение отдается прозрачной эмали, цвет которой меняется под воздействием металла. При красных и желтых тонах для увеличения цветового эффекта исполь­зуют подкладку из золотой фольги, при синих и зеленых серебряную высокой пробы. Сама стеклянная масса эмали окрашивается окислами металлов и отличается высокой интенсивностью цвета.

Эта техника применялась в юве­лирном деле кельтскими племенами еще в римскую эпоху. Но особенно широкое распространение В.э. получила в Европе в 12 и нач. 13 в. Ос­новные центры производства изделий в технике В.э. находились в областях Мааса, Мозеля, Нижнего Рейна и французского Лиможа, где с большим вкусом и совершенством выполняли изделия в «смешанной эмали» (email mixte), перегораживая металличес­кой проволокой выемки большого размера.

В русском искусстве 16—17 вв. В. э. применялась для декорирования литых изделий из меди образков, чернильниц, ларцов, чарок, флаконов, коробочек для румян и др. Орнамен­ты, оплетающие фантастических птиц или животных, пестрели сини­ми, зелеными, желтыми и белыми красочными пятнами. В Новое время значительное рас­пространение получила близкая по технике к выемчатой эмаль по грави­ровке (резьбе). Прозрачная эмаль, на­ложенная на золото или серебро, высвечивала фон с гравированным на нем рисунком. Введение механизации в ювелирное дело заменило гравиро­вание гильошированием в виде орна­мента из лучей, полос, зигзагов, кон­центрических кругов и пр. Особен­ным изяществом отличались выпол­ненные в этой технике изделия фир­мы К. Фаберже.

К технике В. э. обращаются и современные художники (3. Церетели).

ВАБИ ВАГ ВАДЖРА ВА-Ё ВАЗА ВАЗОПИСЬ ВАЛ ВАЛЁР ВАЛЬМОВАЯ КРЫША ВАНИТАС ВАРИАНТ ВАРИАТИВНОСТЬ ВАТ ВАХАЛЬКАДА ВАХАНЫ ВАЯНГ ВАЯНИЕ ВАЯТЕЛЬ ВЕДЖВУД, см. Уэджвуд. ВЕДУТА ВЕЕР ВЕЛИКОУСТЮЖСКОЕ ЧЕРНЕ­НИЕ ПО СЕРЕБРУ ВЕНЕРЫ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕЦ ВЕНЕЦИАНОВЦЫ ВЕНЕЦИАНСКАЯ ШКОЛА ВЕНЕЦИАНСКОЕ ОКНО ВЕНЕЦИАНСКОЕ СТЕКЛО ВЕНЕЦ КАПЕЛЛ ВЕНЗЕЛЬ ВЕРДЮРА ВЕРИЗМ ВЕРНИСАЖ ВЕРТИКАЛЬНАЯ ОПОРА ВЕСТВЕРК ВЕСТИБУЛ ВИА ВИДЕО-АРТ ВИДЫ ИСКУССТВА ВИЗАНТИЙСКИЙ СТИЛЬ ВИЗИРОВАНИЕ ВИЛЛА ВИМА ВИМАНА ВИМПЕРГ ВИНОГРАДОВСКИЙ ФАРФОР ВИНЬЕТКА ВИТРАЖ ВИХАРА ВИШАП ВКЛЕЙКА ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКАЯ ШКОЛА ВОЗВЫШЕННОЕ ВОЗДУШНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ВОЗДУХ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВОЛОГОДСКОЕ КРУЖЕВО ВОЛЮТА ВОРСОВЫЙ КОВЁР ВОСЕМЬ ДРАГОЦЕННОС­ТЕЙ ВОСКОВАЯ ЖИВОПИСЬ ВОСКОВОЙ СПОСОБ ВОСЬМЕРИК ВОТИВНЫЕ ПРИНОШЕНИЯ ВОХРЕНИЕ ВРЕМЯ ВЫЕМЧАТАЯ ЭМАЛЬ ВЫКРУЖКА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫНОСНАЯ ПЛИТА ВЫПУКЛАЯ ГРАВЮРА ВЫПУКЛЫЙ ФРИЗ ВЫРАЖЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЕ ИДЕИ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТЬ ВЫСЕКАНИЕ ВЫСКРЕБАНИЕ ВЫСОКАЯ ПЕЧАТЬ ВЫСОКИЙ РЕЛЬЕФ ВЫСОТНЫЕ ЗДАНИЯ ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ ВЫСТАВКА ВЫШИВКА ВЭНЬЖЭНЬХУА