КАНО
(яп.) — школа японской живописи, созданная придворными художниками династии Кано в 15 в Основатели школы — Кано Масанобу и Кано Мотонобу. Для школы К. раннего этапа (15 — 1-я пол. 16 в.) характерно сочетание декоративных традиций монохромной живописи и полихромной живописи школы Т о с а, развивавшей традиции национальной живописи ямато-э. Расцвет К. связан с периодом Момояма (последняя четв. 16 — нач. 17 в.) — временем перехода к позднему феодализму. Развитие декоративной живописи К. преимущественно связано с оформлением интерьеров дворцов знати и домов состоятельных горожан. Росписи Кано Эйтоку, Кано Мицунобу, Кано Санраку, украшавшие стены и перегородки (фусума, см. Сеин) обширных дворцовых интерьеров, отмечены тягой к монументальным формам, усилением цветовой и эмоциональной декоративности, сочетанием золотого фона с насыщенными синими, зелеными, белыми плотными красками. Расписывая ширмы наряду со стенами, художники К. не только создавали пейзажи, композиции на темы жизни природы, но и расширяли круг бытовых тем, вырабатывали новые композиционные приемы. В ширмах Кано Сан-раку эта тенденция проявилась в жанровой трактовке классических тем, в сближении их с явлениями действительности. В ширмах получила развитие тема городских празднеств, с широкой панорамой жизни различных социальных групп. Известность обрели также ширмы типа «все профессии» и типа «намбан», изображающие прибытие европейских судов в Японию. Они привлекали блеском золота, яркой красочностью, четкостью силуэтов, особой живостью в изображении облика и обычаев иноземцев.
В живописи представителей К. 17 в. — Кано Танъю, Кано Сансэцу и других — при большом мастерстве исполнения появились черты повторения декоративных приемов и былых образов.
|