КАРАВАДЖИЗМ
(ит. caravaggismo) — художественное направление в западноевропейской живописи 17 в. Этим термином называют многочисленную группу как итальянских живописцев, так и мастеров других европейских школ, выступивших последователями реалистических принципов творчества Микеланджело да Караваджо (1573—1610), но воспринявших в его искусстве прежде всего сюжетные бытовые мотивы (музицирование, игра в карты и кости и т. п.), интерес к простонародной натуре, композиционные принципы крупнофигурных жанровых и евангельских сцен, живописные приемы, основанные на принципе «погребного» освещения, создающего напряженность и резкость световых контрастов. Наиболее полно эти особенности проявились в творчестве итальянского живописца Бартоломмео Манфреди, француза Валантена, фламандца Теодора Ромбаутса, голландских художников —т. н. утрехтских караваджистов — Дирка ван Бабюрена, Хендрика Тербрюггена, Геррита ван Хонтхорста. Более творческое развитие принципы К. получили у итальянских живописцев Джованни Баттиста Караччоло, Орацио Джентилески, Карло Сарачени, Орацио Борджанни, Джованни Серодине.
К. сыграл значительную роль в европейской живописи 17 в. в качестве своеобразного посредника между искусством Караваджо и других выдающихся европейских мастеров. Так, в творческом становлении Рембрандта немаловажное значение имело его знание работ утрехтских караваджистов. Влияние творчества караваджистов просматривается в ранних жанровых сценах («бодегонес») Диего Веласкеса. Испытал воздействие нидерландских караваджистов француз Жорж де Латур.
|