КИТЧ
(нем. Kitsch, букв. — халтура, дурной вкус), к и ч — изделия или произведения, не отвечающие общепринятым представлениям о «прекрасном» и «изящном», понятие «пошлости» является в данном контексте лучшим русским эквивалентом. Для К. характерны сентиментальность, выспренная патетика, крикливость цвета, нарочитый эклектизм, избыток декора, подделки под дорогие материалы. Это как бы дешевый фантом прекрасного.
Собственно К. как поток особого рода продукции, рассчитанной на удовлетворение «неразвитых вкусов», появляется в период промышленной революции 18—19 вв., резко обозначившей социальную дифференциацию общества и соответственно контрастность художественных вкусов (хотя и до этого уже намечается подобный контраст, напр. между «высоким искусством» иконы и «китчевой», дешевой печатной картинкой с религиозным сюжетом). Искусство 20 в. бросает вызов китчу, сознательно и активно используя его в качестве одного из своих художественных приемов (таковы нарочито грубая «лубочность» ранних образов «Бубнового валета» либо же ироничность поп-арта, в игровой стихии которого творчески переосмысливаются предметы и мотивы массовой культуры). Современная культура показывает, что границы между «высоким» и «низким» искусством, китчем и классикой условны и всякий раз зависят от конкретного контекста.
|