КЛУАЗОНИЗМ
(от фр. cloison — перегородка) — живописная система, разработанная в 1887 г. Эмилем Бернаром и Луи Анкетеном, воспринятая позже Полем Гогеном и ставшая основной системой живописного «синтетического» символизма. Термин К. напоминает о технике клуазоне (перегородчатой эмали) или витража, где поля, занятые эмалью или стеклом одного цвета, отделялись от подобных полей иного цвета специальными перегородками из металла, совпадающими с контурами фигур или узоров. Новаторство К. в контексте живописи кон. 19 в. состояло в отказе от цветовых переходов и полутонов, поскольку контрастные цвета разделялись извилистыми, причудливо изгибающимися широкими контурными линиями — «перегородками». Использование чистого цвета усиливало декоративное звучание живописной плоскости, способствовало поднятию линии горизонта, устранению перспективы натурного пространства. Фигуры воспринимались как плоские тени, наложенные на живописную поверхность (П. Гоген. «Видение после проповеди», 1888). К. неотделим от синтетизма. диктующего необходимость извлечения того или иного мотива из глубин памяти, воображения, что обусловливает отказ от детального воспроизведения мотива на полотне и сохраняет лишь его суть, основные черты. Ср. «Наби», Постимпрессионизм.
|