Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
КОНСТРУКТИВИЗМ
Приверженцы К. стремились к революционному переустройству жизни, конструированию среды общественного бытия, выдвинув лозунг производственного искусства и внедрения его в жизнь и быт, провозгласили новые эстетические идеалы простоты, демократичности, утилитарной целесообразности предметного мира. Преклоняясь перед возможностями новой техники, конструктивисты изучали и пропагандировали эстетические особенности таких материалов, как металл, стекло, бетон, дерево. Принципы функциональности, современности, лаконичной выразительности предмета, удобства его для массового машинного производства, сформулированные теоретиками производственного искусства (О. М. Брик, А. М. Ган, Н. М. Тарабукин), дали толчок развитию дизайна — художественного конструирования нового типа мебели (А. М. Родченко, братья В. А., Л. А., А. А. Веснины), арматуры, посуды (А. М. Родченко, А. М. Ган), создания новых тканей (В. Ф. Степанова, Л. С. Попова), рабочей одежды (В. Е. Татлин, В. Ф. Степанова). К. сыграл большую роль в развитии плаката (фотомонтажи братьев В. А. и Г. А. Стенбергов, Г. Г. Клуциса), конструирования книги (работы А. М. Гана и Л. М. Лисицкого). Театральные постановки конструктивистов — это «станки» для работы актеров (конструкции А. А. Веснина, Л. С. Поповой, В. Ф. Степановой для постановок В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова). Идеи К. были воплощены в графике и живописи 1920-х гг. представителями творческого объединения ОСТ (А. А. Дейнека, Ю. И. Пименов). Творческие концепции К. в архитектуре утверждали функциональность, конструктивность, технологическую целесообразность архитектурной формы. Эти принципы были реализованы в теории и практике братьев Весниных, М. Я. Гинзбурга, К. С. Мельникова, И. А. Голосова, И. И. Леонидова, А. С. Никольского. В Идеи К., вызревавшие в предреволюционных направлениях русского авангарда, несли черты социальной утопии: тотальное художественное проектирование новой среды мыслилось как революция в общественном бытии и сознании людей. Сходные направления проявились в культуре Германии, Нидерландов, Польши, Чехословакии. В западной литературе понятие К. приобрело широкий смысл. в него включаются все проявления эстетики техницизма: геометрическая абстракция, оп-арт, кинетическое искусство, минимальное искусство. |
КААБА КАБЛУЧОК КАВЕДИУМ КАДИЛО КАЗЕИНОВО-ИЗВЕСТКОВАЯ ЖИВОПИСЬ КАКЭМОНО КАЛА КАЛАМ КАЛАМДАН КАЛАМКАР КАЛЕБАС КАЛЛИГРАФИЯ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ АБСТРАКЦИОНИЗМ КАЛЬКА КАЛЬКИРОВАНИЕ КАЛЬЯН КАМЕННАЯ МАССА КАМЕННЫЕ БАБЫ КАМЕРА-ОБСКУРА КАМЕЯ КАМНЕРЕЗНЫЕ РОССИЙСКИЕ ПРОМЫСЛЫ КАМПАНИЛА КАНАТИКИ КАНДЕЛЯБР КАНИТЕЛЬ КАННЕЛЮРЫ КАНО КАНОН КАНОПА КАНСИЦУ КАНФАР КАНФАРЕНИЕ КАПЕЛЛА КАПЕЛЬКИ КАПИТЕЛЬ КАРАВАДЖИЗМ КАРА-Ё КАРАВАН-САРАЙ КАРАНДАШ КАРАНДАШНАЯ МАНЕРА КАРАС КАРГОПОЛЬСКАЯ ИГРУШКА КАРИАТИДА КАРИКАТУРА КАРКАС КАРКАСНАЯ КОНСТРУКЦИЯ КАРНАЦИЯ КАРНИЗ КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ КАРТИНА КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ КАРТИННАЯ ПЛОСКОСТЬ КАРТОН КАРТУШ КАСБА КАСКАД КАСЛИНСКОЕ ЧУГУННОЕ ЛИТЬЕ КАССЕТЫ КАССОНЕ КАТАКОМБА КАТАЛОГ КАФЕДРА КАФЕЛЬ КАЧАЛКА КАШИ КАШИН КАШКУЛЬ КВАДР КВАДРИГА КВАДРИФОЛИЙ КВАРТАЛ КВАСНИК КВАТРОЧЕНТО КЕНОТАФ КЕРАМИКА КЕРАМИЧЕСКИЕ КРАСКИ КЕРОПЛАСТИКА КЕРУБ КЕССОНЫ КЁШК КИАФ КИВОРИЙ КИВОТ КИЛИК КИЛИМ КИМАТИЙ КИМОНО КИНЕТИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КИОТ КИПСЕК КИРИКАНЭ КИРПИЧНАЯ ГОТИКА КИРХА КИСВА КИСТЬ КИТАЙСКИЕ СОСУДЫ КИТА КИТАБХАНЕ КИТАЙЩИНА КИТЧ КЛАДКА КЛАССИКА КЛАССИЦИЗМ КЛАССИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА КЛАССИЧЕСКАЯ ГРАВЮРА КЛАССИЧЕСКОЕ ИСКУССТВО КЛАССНЫЙ ХУДОЖНИК КЛАФТ КЛЕЕВАЯ ЖИВОПИСЬ КЛЕЙМО КЛЕЙМО иконное КЛЕТЬ КЛИРОС КЛИШЕ КЛУАЗОНЕ КЛУАЗОНИЗМ КЛУАТР КНИГА КНИЖНЫЙ ЗНАК КОВЁР КОВКА КОВЧЕГ КОВШ КОДЕКС КОКОШНИК КОКОШНИК архитектурный КОЛЛАЖ КОЛЛЕКЦИЯ КОЛОКОЛ КОЛОКОЛЬНЯ КОЛОННА КОЛОННАДА КОЛОРИТ КОЛОСС КОЛОССАЛЬНЫЙ ОРДЕР КОМИКС КОМИЧЕСКОЕ КОМПЛЮВИЙ КОМПОЗИТНАЯ КАПИТЕЛЬ КОМПОЗИТНЫЙ ОРДЕР КОМПОЗИЦИЯ КОМПОНОВКА КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА КОНАКОВСКИЙ ФАЯНС КОНГРЕВ КОНДО КОНЁК КОНКУРС КОНСЕРВАЦИЯ КОНСОЛЬ КОНСТАНТНОСТЬ КОНСТРУКТИВИЗМ КОНТРАКЦИЯ КОНТРАПОСТ КОНТРАСТ КОНТРНАЛИЧНИК КОНТРРЕЛЬЕФ КОНТРТИТУЛ КОНТРФОРС КОНТУР КОНХА КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КОНЦОВКА КОПИРОВАНИЕ КОПИЯ КОРА КОРАБЛЬ КОРИНФСКАЯ БАЗА КОРИНФСКАЯ КАПИТЕЛЬ КОРИНФСКИЙ ОРДЕР КОРНПАПИР КОРОНА КОРОПЛАСТИКА КОРПОРАТИВНАЯ КОЛЛЕКЦИЯ КОРПУСНАЯ ЖИВОПИСЬ КОРЧАГА КОСА КОСОДЭ КОСТУМБРИЗМ КОСТЮМ КОСТЯНОЙ ФАРФОР КОШМА КРАББ КРАКЕЛЮР КРАКЛЕ КРАСКИ КРАСНАЯ ЛИНИЯ КРАСНОФИГУРНЫЙ СТИЛЬ КРАСОТА КРАТЕР КРЕМЛЬ КРЕПОСТЬ КРЕСТ КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ КРЕСТОВЫЙ СВОД КРЕСТОЦВЕТ КРЕСТЬЯНСКОЕ ИСКУССТВО КРЕЩАЛЬНЯ КРЕЩАТЫЙ СВОД КРИПТА КРИТИКА КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ КРОКИ КРОМЛЕХ КРОНШТЕЙН КРОЮЩИЕ КРАСКИ КРУГЛАЯ СКУЛЬПТУРА КРУЖЕВО КРЫША КСИЛОГРАФИЯ КСУР КТИТОР КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА КУББА КУБИЗМ КУБОК КУЗНЕЦОВСКИЙ ФАРФОР КУЛИСЫ КУМАНЕЦ КУМГАН КУНДАЛЬ КУПЕЛЬ КУПОЛ КУПОЛЬНЫЙ СВОД КУРА КУРАНТ КУРВАТУРА КУРГАН КУРДОНЁР КУРИЛЬНИЦА КУРИЯ КУРОС КУРТИНА КУФИ КУХНИ КЫРМА КЬЯРОСКУРО КЭСЫ |