КУБАЧИНСКАЯ обработка МЕТАЛЛА
— традиционный дагестанский народно-художественный промысел в пос. Кубачи на Кавказе. Изделия кубачинских мастеров художественной обработки металла еще в 7 в. высоко ценились в Закавказье и в странах Ближнего Востока. Особенно ценились ножны сабель и кинжалов, украшенные серебром с чернью, золотой насечкой по стали и слоновой кости, отличавшиеся красотой узора и совершенством техники; применялись также местные приемы чеканки. К 16—18 вв. относится расцвет орнаментального творчества кубачинцев: складываются типы орнамента «тутта» («ветка») и «мархарай» («заросли»). Кубачинские мастера изготовляли также серебряные пряжки и накладки для поясов, газыри, браслеты, серьги и др. ювелирные изделия. В 18—19 вв. мастера К. о. м. стремились подчеркивать пластичность форм предмета, сдержанно применяли позолоту; чаще изготовлялись серебряные пояса с пряжками для национальных костюмов, соединенные шарнирами серебряные звенья для женских поясов, низанные звенья для узких кожаных мужских ремней. В кон. 19 в. больше изготовлялось изделий со сканью.
Промысел К. о. м. был возрожден в 1927 г., когда была основана артель «Художник» (в 1965 г. преобразована в Кубачинский художественный комбинат). Мастера К. о. м. — граверы и эмальеры братья Бахмуд и Абдулла Топчиевы, Сеид Магомедов, мастера насечки по кости (Шапи Хартумов) и стали (Шабан Алиев) — в 1930-х гг. умножили славу промысла. Выпускались новые изделия — подносы, молочники, чайники, стопки, перечницы, сахарницы, портсигары, разработанные такими мастерами, как Гаджи Кишов и Алихан Ахмедов. В 1940—1950-х гг. значительно расширился круг нетрадиционных изделий (письменные приборы, подстаканники). В 1960-х гг. начались поиски новых национальных форм для современных изделий. Большое влияние получило вплоть до наших дней искусство ведущих мастеров, хранителей традиций промысла, как Расул Алиханов, Гаджи Бахмуд Магомедов, Гаджи Кишов. Изделия К. о. м. получили международное признание.
|