КУБИЗМ
(фр. cubisme, от cube — куб) — направление во французском искусстве 1900—1910-х гг. Его основатели и крупнейшие представители Пабло Пикассо и Жорж Брак. Название было дано современными критиками по характерной, хотя и внешней, особенности картин этого направления — преобладанию в них прямых линий, граней и кубоподоб ных форм. В истории К., возникшего около 1907 г., принято выделять три периода - т. н. сезанновский (до 1909), аналитический (1909—1912) и синтетический (1913—1914). В картинах сезанновского периода массивные объемы, высеченные прямыми ломающимися линиями, напоминают формы негритянской пластики. В аналитический период форма дробится на мелкие грани и сходящиеся под углом плоскости. При этом кубистическая стереометрия обманчива и противоречива намеченный объем неожиданно превращается в плоскость, передняя грань переходит в боковую, линии обрываются и повисают в пустоте, все формы смещаются, колеблются, не поддаются зрительной стабилизации. Разлагая изобразительную форму, художник анализирует составные элементы ее языка (визуального построения). К концу аналитического периода в картинах Пикассо и Брака появляются надписи, а вслед за тем и наклейки. Коллаж становится основным приемом для синтетического К. Объект изображения как бы собирается, синтезируется из разнотипных фрагментов - графических знаков (ноты, цифры, слова), красочных мазков, схематичных рисунков, обрывков газет, цветной бумаги, обоев с орнаментом, изобразительным рисунком или имитацией фактур. Текст картины складывается из знаков разных языков (живописи, письменного слова, нотных графем, печатных изображений и имитаций), обозначаемый ими простой сюжет (как правило, натюрморт) воссоздается в воображении зрителя. Куби стическая картина демонстрирует ряд проблемных отношений между реальностью и способами ее отражения, между языковыми знаками разных уровней, между визуальным фактом и мысленным образом. В 1911 г., помимо возглавленной Пикассо группировки «БатоЛавуар» («Лодка-пло томойня», 1908), возникает новое объединение кубистов — «Золотое сечение». В него входили Хуан Грис, Луи Маркуси, Фернан Леже, Альбер Глез, Жан Метценже, Андре Лот, Роже де ла Френе, Анри Ле Фоконье. В том же году на выставке «Салона независимых» произошло первое знакомство публики с К. Кубистическая теория, обосновывавшая новый живописный метод, складывалась в кругу самих художников и близких к ним литераторов. Наиболее ранние работы «О кубизме» А. Глеза и Ж. Метценже (1912) и «Художники-кубисты» Г. Аполлинера (1913). В них отвергалась традиция «репродуктивной», т. е. фигуративной, живописи и прокламировались новые задачи искусства- создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от реальности объективной. К. — одно из постимпрессионистских течений, подготовившее футуризм и абстракционизм.
|