МАССОВОЕ ИСКУССТВО
— понятие, введенное в 1950-х гг. западными социологами для обозначения специфических проявлений культуры т. н. массового, или постиндустриального, общества. Под М. и. подразумевают художественные произведения, предназначенные для удовлетворения запросов анонимной, рассеянной аудитории и распространяемые через средства массовой коммуникации (кино, телевидение, печатная графика, популярная музыка, продукты художественной индустрии). В М. и. преобладают стереотипы и упрощенные эталоны, рассчитанные на усредненный вкус широкого потребителя. Оно опирается на типовые психические реакции, распространенные идеи и предубеждения, широко эксплуатирует мифы коллективного сознания, а нередко и внедряет их, манипулируя общественным мнением. М. и. выступает как антипод искусства элитарного, к которому относят произведения высокой культуры прошлого и современности.
|