МЕНОРА
(евр. – светильник), в древнееврейском и иудейском искусстве металлический подсвечник с семью глиняными или стеклянными лампадами; один из главных и часто изображаемых иудейских символов. К центральной ветви – стволу на пирамидальном или коническом основании – с боков симметрично, в одной плоскости, примыкают согнутые полукругом (реже под прямым углом) шесть ветвей, уравненных по средней по высоте. В ранних синагогах (2–3 вв.) лампады ставились непосредственно на верхушки ветвей, позднее – на добавленную для устойчивости перекладину. Форма М. восходит к описанному в Библии семисвечнику, который Моисей должен был сделать «из золота чистого» по указанию Яхве (Исх., 25:31—40) и ставить «вне завесы ковчега откровения в скинии собрания от вечера до утра всегда» (Лев., 24:3). В храме Соломона в Иерусалиме (10 в. до н.э.), согласно Библии, стояло десять золотых М., «пять по правую сторону и пять по левую сторону, пред задним отделением храма» (3 Цар. 7:49); во вновь построенном Храме (5—1 вв. до н.э.), по преданию, была одна золотая М., после разрушения Иерусалима римлянами (70 н. э.) увезенная в Рим и воспроизведенная на триумфальной арке Тита (70-е гг.). Некоторые исследователи в форме М. видят древний символ древа жизни.
|