МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ
(ит. pittura metafisica) — направление в итальянском искусстве, возникшее в 1916 г. как реакция на радикальный антитрадиционализм футуристов. Художники этого направления Джордже Де Кирико, Карло Карра, Альберто Савиньо, Луиджи Де Пизис, Джордже Моранди стремились вернуться к национальной традиции на том историческом этапе, когда обозначился разрыв с ней. Эстетика направления складывалась во взаимодействии философии немецкого романтизма, пластических форм античности и Ренессанса и воззрений французского авангардизма. В творчестве крупнейшего представителя М. ж. Джорджо Де Кирико образы классической архитектуры и пластики погружены в атмосферу тайны, проникнуты ощущением смутного ожидания и беспокойства. В оцепенелых пространствах маячат фигуры, напоминающие статуи или фантастические манекены, собранные из механических элементов. В натюрмортах Моранди этого периода предметы уподобляются муляжам или токарным заготовкам. Эти своего рода маски вещей помещены в геометрически организованное, но лишенное оптического единства пространство. Картины «метафизиков» полны намеков, ассоциаций, литературных и мифологических отсылок. Ок. 1920 г. направление М. ж. иссякает, подготовив почву для других неоклассических тенденций («Валори пластичи», Новеченто). Творчество Де Кирико оказало большое влияние на становление сюрреализма.
|