МОНУМЕНТАЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА
— один из древнейших родов скульптуры, имевший первоначальное культовое, потом мемориальное назначение. К М. с. относятся однофигурные, многофигурные, конные памятники. мемориальные ансамбли, монументы в память выдающихся людей и событий, памятные статуи, бюсты, рельефы. М. с. устанавливается как в городском пространстве, так и в природной среде: она призвана организовать архитектурный ансамбль, органично войти в естественный ландшафт. Как правило, М. с. увековечивает значительные исторические события, воплощает идеи широкого общественного масштаба, содержит героико-эпическое начало. Она обращена к массам — к современникам и людям будущих поколений. Это определяет характер пластического решения, композицию и масштаб М. с. Произведения М. с. рассчитаны на восприятие с больших расстояний и на долговременное существование. Они создаются из прочных материалов (гранит, бронза, медь, сталь), устанавливаются на больших открытых пространствах. Часто монументы возводятся на естественных возвышенностях или на искусственно созданных насыпях и курганах. Большое значение для восприятия М. с. имеют активный силуэт и обобщенная трактовка объемов. Классическими образцами М. с. являются статуя Марка Аврелия в Риме (161—180), статуя «Давид» Микеланджело во Флоренции (1501—1504), памятник Петру I Этьенна Мориса Фальконе (1766—1778) в Санкт-Петербурге, группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной в Москве (1935—1937). М. с. не чужды, однако, более интимные, лирические решения: таковы, напр., многочисленные портретные памятники поэтам, художникам, музыкантам, созданные в 19 в. и в 1970—1980-х гг. Многие из них образуют своеобразное переходное звено от героико-эпической монументальной пластики к декоративной скульптуре.
|