МОНУМЕНТАЛЬНОСТЬ
(от лат. monumentum — памятник) — качество произведений искусства, достигаемое высокой мерой художественного обобщения, придающей им величие, масштабное звучание и общественную значимость. М. родственна эстетической категории возвышенного, связана с категориями героического и трагического. В архитектуре М. часто связывают со статичностью и массивностью объема (тяжелыми ритмами масс). Однако и статичный монолит (в архитектуре, а тем более в скульптуре) может таить в себе скрытую динамику: капелла Нотр-Дам-дю-О в Роншане (1950—1953, архитектор Шарль Эдуар Ле Корбюзье) демонстрирует такую М., когда тяжелая архитектура благодаря свободному использованию железобетонных конструкций приобретает динамизм. В живописи и скульптуре М. связана с высокой степенью обобщения формы и лаконизмом исполнения. Основой монументальной композиции является ритм. М. произведения связана не только с особой обобщенной трактовкой человеческого образа, но и с особым пониманием пространства и времени: пространство расширяется в нашем восприятии до представления обо всей Вселенной, а время тяготеет к Вечности. Черты М. неотъемлемо присущи монументальному искусству, но ими может быть наделено и станковое произведение («Оборона Петрограда» А. А. Дейнеки, 1928). В отличие от станковой живописи и скульптуры монументальное искусство предназначено для крупных архитектурных ансамблей, общественных сооружений, парков и подчиняется общему закону синтеза искусств — взаимодействию части и целого; тектоника и изобразительность дополняют друг друга. В «Львиных воротах» в Микенах (Греция, 14—13 вв. до н. э.) плита с геральдическими изображениями львиц наравне с самой циклопической кладкой стены участвует в напряжении архитектурных масс. Пирамидальность композиции, столпообразность фигур служат большему зрительному выявлению мощи конструкции и тектоники стены. Внешняя цель усиливается внутренней — выражением мощи в звериных изображениях; одно другому дает силу. На содержательном и структурном уровнях качество М. может сливаться с декоративностью. Отдельно стоящий памятник (напр., конная статуя Марка Аврелия на Капитолии в Риме, 161—180) более независим от окружения, хотя и он связан с окружением многообразными законами построения, прежде всего масштабом и пропорциями, формой постамента. В отличие от декоративного искусства произведение монументального искусства, хотя и украшает ансамбль, является главным или одним из главных компонентов целого и потому во многом подчиняет себе их, «держит» окружающее пространство, как памятник К. Минину и Д. Пожарскому (1804—1818, скульптор И. П. Мартос) в ансамбле Красной площади в Москве.
|