Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ОРДЕР

 
(фр.
ordre, ит. ordine, от лат. ordo строй, порядок; англ. order, нем. Ordnung), архитектур­ный О. наиболее разработанная и важная из тектонических систем, применявшихся в классической архи­тектуре; представляет собой худо­жественно-архитектурный образ стоечно-балочной конструкции. Соот­ветственно логике этой конструкции О. делится снизу вверх по вертикали на три основные части: 1) опору, 2) несущую и 3) несомую системы. Опора может присутствовать в виде многоступенчатого стереобата, подия или ряда пьедесталов под ко­лоннами, может и отсутствовать (в та­ком случае О. называется  н е п о л ным). Несущая система также может реализовываться с раз­личной степенью полноты от сте­ны между антаблементом и цоколем (а с т и л я р н ы й О.) до ряда свободно стоящих колонн. Только отсутствие несомой с и с т е м ы, антаблемента и особенно такой его важной части, как карниз, лиша­ет постройку всякой ордерной идеи. Поэтому из всех деталей О. карниз был всегда наиболее постоянной и сохранялся даже в постройках, в ко­торых не было ни подножия, ни ко­лонн.

Традиционно колонны считаются самой существенной частью О. Вы­ражая сопротивление нагрузке антаб­лемента, они доводят идею О. до пол­ного, зримого воплощения. Но имен­но в силу эстетической необходимос­ти своего присутствия колонны мо­гут отсутствовать и дорисовываться воображением зрителя. Для того что­бы скрытый образ вертикальных опор ожил в воображении, необходим лишь явный образ уложенных сверху несомых балок, которые в таких опо­рах нуждаются. О. отвечает, т. о., бессознательным зрительским ожида­ниям устойчивой, простой и легко читаемой конструкции.

От предельно простой конструктивной идеи стоечно-балочной системы развитие О. приходит к слож­ным, богатым и разнообразным формам. Тектонический принцип (см. Тектоника), изначально определяю­щий структуру О. в целом, сказывается и на разработке каждой его ча­сти в отдельности. Так, трехчастное деление по вертикали, свойственное всему О., можно проследить и в стро­ении отдельных частей: колонна делится на базу, фуст и капитель, ан­таблемент на архитрав, фриз и карниз, пьедестал на цоколь, стул и карниз пьедестала; каждая из этих частей в свою очередь делится на части и профилируется соответствен­но своей тектонической функции.

Формирование архитектурного О. началось в незапамятной древности, одновременно с появлением самой архитектуры. Зрелые и законченные формы О. обрел лишь в Древней Гре­ции: здесь сформировалась первая система архитектурных О., ставшая впоследствии основой архитектуры Древнего Рима. Древнеримские архи­текторы добавили два новых О. к уже изобретенным греками, а также со­единили О. с иной тектонической системой аркадой, в ордерную ар­каду, где антаблемент укладывается поверх арочных пролетов, а поддер­живающие его колонны или полуко­лонны выступают на фоне мощных, широких столбов. Эти римские нов­шества вместе с греческим наследи­ем составили основу для восстанов­ления О. в архитектуре эпохи Возрождения,  приобретя значение осно­вы архитектурного творчества, О. со­хранял его в эпоху барокко и тем более во времена классицизма. Лишь с сер. 19 в. значение О. для архитек­турной практики стало постепенно уменьшаться, чтобы в сер. 20 в. пол­ностью его утратить либо приобре­сти новый символический смысл, не связанный с традиционной тектони­кой.

Варианты О. различны по типу своей тектонической выразительно­сти: от визуально тяжелых, прочных и выносливых, как тосканский О., до стройных, легких и грациозных, как коринфский О. В свою очередь эти тектонические различия вызваны раз­ницей форм и пропорций отдельных О., одних более приземистых и простых, других более тонких и украшенных. Из истории классиче­ской архитектуры известны две си­стемы О.: внутри каждой из них ар­хитектурные О. образуют градацию по степени тяжести или легкости. Первая среди них, греческая, сформировавшаяся в 5 в. до н. э., представляет три ступени, где самым тяжелым и сильным является дори­ческий О., средним ионический О. и легким коринфский О. В рим­ском зодчестве к этой системе добав­лен тосканский О., описанный уже Витрувием (1 в. до н. э.). Архитек­турный опыт римской эпохи, изучен­ный на примере сохранившихся па­мятников и обобщенный на базе трактата Витрувия в эпоху Возрожде­ния, стал основой т.н. римской системы О., созданной в 16 в. итальянскими теоретиками. Формы и пропорции греческих О. претерпели здесь изменения: удлинилась коринф­ская капитель, у дорической колон­ны появилась база и т. д. Кроме того, к прежним, греческим О. были до­бавлены два новых; самым тяжелым О. стал тосканский, самым легким на первых порах композитный О., хотя с нач. 17 в. это место вновь, как в греческой системе, занял коринф­ский О.

Характер О. обычно определял выбор его для того или иного места. Градация по их тяжести и легкости точно отражалась в суперпозиции О., т. е. в их распределении по разным этажам постройки. На выбор О. вли­яло и назначение здания: смотря по тому, была ли постройка военным учреждением, особняком дамы или церковью св. Екатерины Сиенской, применялся «мужественный» дори­ческий, «женственный» ионический либо «девический» коринфский О. Избранный О. влиял на интерколумнии: более толстые колонны дальше отстояли друг от друга и наоборот. Т. о., выбор О. был в классической архитектуре важным средством архи тектурно-художественной интерпре­тации постройки.

ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУ­РА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТ­ВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ

версия для печати