Словарь терминов
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я |
ОРДЕР
Традиционно колонны считаются самой существенной частью О. Выражая сопротивление нагрузке антаблемента, они доводят идею О. до полного, зримого воплощения. Но именно в силу эстетической необходимости своего присутствия колонны могут отсутствовать и дорисовываться воображением зрителя. Для того чтобы скрытый образ вертикальных опор ожил в воображении, необходим лишь явный образ уложенных сверху несомых балок, которые в таких опорах нуждаются. О. отвечает, т. о., бессознательным зрительским ожиданиям устойчивой, простой и легко читаемой конструкции. От предельно простой конструктивной идеи стоечно-балочной системы развитие О. приходит к сложным, богатым и разнообразным формам. Тектонический принцип (см. Тектоника), изначально определяющий структуру О. в целом, сказывается и на разработке каждой его части в отдельности. Так, трехчастное деление по вертикали, свойственное всему О., можно проследить и в строении отдельных частей: колонна делится на базу, фуст и капитель, антаблемент — на архитрав, фриз и карниз, пьедестал — на цоколь, стул и карниз пьедестала; каждая из этих частей в свою очередь делится на части и профилируется соответственно своей тектонической функции. Формирование архитектурного О. началось в незапамятной древности, одновременно с появлением самой архитектуры. Зрелые и законченные формы О. обрел лишь в Древней Греции: здесь сформировалась первая система архитектурных О., ставшая впоследствии основой архитектуры Древнего Рима. Древнеримские архитекторы добавили два новых О. к уже изобретенным греками, а также соединили О. с иной тектонической системой — аркадой, в ордерную аркаду, где антаблемент укладывается поверх арочных пролетов, а поддерживающие его колонны или полуколонны выступают на фоне мощных, широких столбов. Эти римские новшества вместе с греческим наследием составили основу для восстановления О. в архитектуре эпохи Возрождения, приобретя значение основы архитектурного творчества, О. сохранял его в эпоху барокко и тем более во времена классицизма. Лишь с сер. 19 в. значение О. для архитектурной практики стало постепенно уменьшаться, чтобы в сер. 20 в. полностью его утратить либо приобрести новый символический смысл, не связанный с традиционной тектоникой. Варианты О. различны по типу своей тектонической выразительности: от визуально тяжелых, прочных и выносливых, как тосканский О., до стройных, легких и грациозных, как коринфский О. В свою очередь эти тектонические различия вызваны разницей форм и пропорций отдельных О., одних — более приземистых и простых, других — более тонких и украшенных. Из истории классической архитектуры известны две системы О.: внутри каждой из них архитектурные О. образуют градацию по степени тяжести или легкости. Первая среди них, греческая, сформировавшаяся в 5 в. до н. э., представляет три ступени, где самым тяжелым и сильным является дорический О., средним — ионический О. и легким — коринфский О. В римском зодчестве к этой системе добавлен тосканский О., описанный уже Витрувием (1 в. до н. э.). Архитектурный опыт римской эпохи, изученный на примере сохранившихся памятников и обобщенный на базе трактата Витрувия в эпоху Возрождения, стал основой т.н. римской системы О., созданной в 16 в. итальянскими теоретиками. Формы и пропорции греческих О. претерпели здесь изменения: удлинилась коринфская капитель, у дорической колонны появилась база и т. д. Кроме того, к прежним, греческим О. были добавлены два новых; самым тяжелым О. стал тосканский, самым легким на первых порах — композитный О., хотя с нач. 17 в. это место вновь, как в греческой системе, занял коринфский О. Характер О. обычно определял выбор его для того или иного места. Градация по их тяжести и легкости точно отражалась в суперпозиции О., т. е. в их распределении по разным этажам постройки. На выбор О. влияло и назначение здания: смотря по тому, была ли постройка военным учреждением, особняком дамы или церковью св. Екатерины Сиенской, применялся «мужественный» дорический, «женственный» ионический либо «девический» коринфский О. Избранный О. влиял на интерколумнии: более толстые колонны дальше отстояли друг от друга и наоборот. Т. о., выбор О. был в классической архитектуре важным средством архи тектурно-художественной интерпретации постройки. |
ОБЕЛИСК ОБЛИЦОВКА ОБЛОЖКА ОБЛОМЫ архитектурные, ОБМАНКА ОБМЕРЫ ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА ОБОБЩЕНИЕ ОБОИ ОБРАЗ художественный ОБРАЗЕЦ ОБРАЗЦОВЫЕ ДОМА ОБРАТНАЯ ПЕРСПЕКТИВА ОБРАТНОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОБРАТНЫЙ НАБОР ОБРЕЗНАЯ ГРАВЮРА, ОБЪЁМ ОВДАН ОВЫ ОГРАНКА ОДЕЖДА ОДЕОН ОЖИВКИ ОЗНАМЁНКА ОЙКОС ОЙНОХОЯ ОКЛАД ОКНО ОКОЛЬНЫЙ ГОРОД ОЛЕОГРАФИЯ ОПАК ОПАЛУБКА ОПАК ОПАЛУБКА ОП-АРТ ОПИСЬ ОППИДУМ ОПТИЧЕСКИЕ ПОПРАВКИ ОРГАНИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА ОРДЕР ОРДЕРНАЯ АРКАДА ОРДЕРНЫЙ СТОЛБ ОРИГИНАЛ ОРИГИНАЛЬНАЯ ГРАВЮРА ОРИЕЛЬ ОРНАМЕНТ ОРТОСТАТ ОРФИЗМ ОРХЕСТРА ОСИРИЧЕСКИЕ СТАТУИ, ОСНОВА, ОСНОВНЫЕ ЦВЕТА ОССУАРИЙ ОСТРОГ ОТБОРКА ОТВЕС ОТЛИВКА ОТМЕТКИ ОТНОШЕНИЯ ОТПЕЧАТОК, ОТРАЖЁННЫЙ СВЕТ ОТТЕНОК ОТТИСК ОФОРМИТЕЛЬ ОФОРМИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ОФОРМЛЕНИЕ ОФОРТ ОФСЕТ ОХЛУПЕНЬ ОХРАНА ПАМЯТНИКОВ ОХРЕНИЕ ОЧЕЛЬЕ |