ПАНОРАМА
(от греч. pan — всё и horama — вид, зрелище) — синтетический вид искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии. П. размещается в цилиндрическом невысоком здании; зритель находится в центре круглого зала на обзорной площадке, имея возможность обозревать окружающую его картину-ленту и расположенный перед ней предметный план (реальные и бутафорские предметы, сооружения). При создании П. используется панорамная перспектива. Первая пейзажная П. была создана в Эдинбурге (кон. 18 в., ирландский живописец Р. Баркер). В 19 в. получили распространение П., представлявшие знаменитые сражения. Инициатором батальных П. в России был Ф. А.Рубо («Оборона Севастополя», открытая в 1905 г., вновь — в 1954 г. в Севастополе; «Бородинская битва», открыта в 1912 г., вновь — в 1962 г. в Москве). В советский период над П. работали М. Б. Греков, Г. К. Савицкий, П. П. Соколов-Скаля, живописцы Студии военных художников им. М. Б. Грекова («Сталинградская битва», 1981, Волгоград); 2) обозреваемое дальнее пространство, часто изображаемое с высокой точки зрения, с воздушной перспективой и уходящим вдаль горизонтом; П. называются общие далевые виды городов и местностей либо объединение многих видов в едином изображении или цикле изображений (гравюра А. Ф. Зубова «Панорама Петербурга», 1716; литографированная «Панорама Невского проспекта» В. С. Садовникова, 1830—1835).
|