ПОМПЕЯНСКИЕ СТИЛИ
(англ. Pompeian styles), помпейские стили — условное обозначение стадий развития единого декоративного стиля древнеримских стенных росписей со 2 в. до н. э. до 3-й четв. 1 в. н. э., основанное на изучении образцов, сохранившихся гл. обр. в Помпеях, Геркулануме и Стабиях (города были погребены под слоем пепла и лавы при извержении Везувия в 79 г.; систематические раскопки велись с 1748 г.). Деление росписей на четыре группы (в хронологической последовательности) распространяется на всю древнеримскую декоративную живопись того времени. В открытых памятниках нередко встречаются повторения не дошедших до нас картин знаменитых древнегреческих художников 5—1 вв. до н. э. П е р в ы й П. с. («инкрустационный»; 2 в. до н. э. — 80-е гг. до н. э.) — подражание кладке стены из цветного мрамора (квадры цоколя, карнизы, пилястры выполнены из стукко окрашенным плоским рельефом); цвета росписи — темно-красный, желтый, черный, белый — отличаются глубиной и чистотой тона (росписи «Дома Фавна» в Помпеях, «Самнитского дома» в Геркулануме). В т о р о й П. с. («архитектурно-перспективный»; ок. 80—13 гг. до н. э.) носит более пространственный характер; в живописной передаче фасадов и архитектурных деталей (колонн, карнизов, пилястр, капителей), в изображении портиков, беседок, эдикул использовались перспектива и светотень, что создавало эффект зрительной иллюзии (см. Иллюзионизм). В центре стены часто помещались большие композиции («картины») на мифологические (реже бытовые) темы, с крупными фигурами. Для этого стиля характерны глубокий темно-красный фон, светлая, изысканная гамма в изображении фигур, подчинение объемных и пространственных элементов стенной плоскости, введение пейзажа (фрески «Виллы Мистерий» и «Виллы Фания Синистра» в Помпеях, виллы в Боскореале, «Дома Ливии» на Палатине в Риме). Третий П. с. («канделябровый»; кон. 1 в. до н. э. — 50-е гг.) отмечен классицизирующими тенденциями, плоскостной декоративной орнамен тальностью архитектурных мотивов, среди которых преобладают легкие ажурные сооружения типа трельяжей, обвитые гирляндами и лентами изящные колонны или подставки (похожие на металлические канделябры); в этом стиле используются также египетские мотивы. В центре композиций часто помещаются небольшие картины мифологического содержания; нередко в орнаментальную композицию вводятся натюрморты. В росписях используются яркие, чистые цвета, игра светотени, мягкие тональные переходы. Этот стиль, создающий эффект интимности и уюта комнат, в наибольшей степени был предметом подражания в европейском искусстве 18 — нач. 19 в. (фрески из «Дома Наказанного амура» в Помпеях и др.). Четвертый П. с. («стиль фантастической архитектуры»; 63 г. — 2-я пол. 1 в.) резко отличается от предыдущих динамичностью пространственных композиций, их нарочитой театральностью, обилием неравномерно освещенных фигур в сильном движении, стремлением к иллюзионистическим эффектам, разрывающим плоскость стены пестротой колорита. Этот стиль представлен с наибольшей полнотой (фрески из «Дома Веттиев», «Дома Диоскуров» и «Дома Трагического актера» в Помпеях, «Золотого дома» Нерона в Риме, т. н. Базилики в Геркулануме и др.).
|