(фр. postimpressionisme, от лат. post - после и импрессионизм) - собирательное наименование нескольких направлений французского искусства кон. 19 - нач. 20 в., декларировавших свое неприятие эстетики импрессионизма и хронологически следующих за ним направлений. Началом П. принято считать сер. 1880-х гг., когда состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован «Манифест символизма» (1886) французского поэта Жана Мореаса. Эти события совпали с внутренней готовностью художников, начинав ших свой путь в русле импрессионистического видения и мышления, передавать на полотнах не сиюминутные, но длительные, сущностные состояния жизни, как материальные, так и духовные. Поиски в этом общем направлении шли различными путями, среди которых были воплощение знаков, символов, мыслимых образов в символизме (Поль Гоген, группа «Наби» - Морис Дени, Поль Серюзье, Эдуар Вюйяр, Пьер Боннар и др.), создание линейно-живописного строя и «декоративной стихии» стиля модерн (Анри де Тулуз-Лотрек и др.), проникновение в конструктивную основу предметного мира и природного окружения (Поль Сезанн), выход на сверхчувственную выразительность формы и цвета, предвещавшую эксперименты экспрессионизма (Винсент Ван Гог). П. является связующим звеном между искусством 19 и 20 вв., предвосхищая многие поиски и находки мастеров последнего столетия.