ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН
ПРАОТЕЧЕСКИЙ ЧИН — ряд икон иконостаса, представляющий ветхозаветную «дозаконную» церковь в образах патриархов от Адама до закона Моисеева. Помещается над пророческим чином.
П. ч. возник не ранее сер. 16 в. и стал новым увенчанием иконостаса в связи с более полным отделением алтарного пространства храма от предалтарного. Содержательное наполнение П. ч. определялось присущим русскому искусству 16 в. стремлением полнее изложить библейскую историю, связывая ее с историей церкви и содержанием литургии.
В 16 в. П. ч. был подобен иконостасному тяблу с небольшими поясными фронтальными изображениями праотцев, чередовавшимися с изображениями херувимов и серафимов; щипцовый верх был над каждой фигурой; вероятно, П. ч. не имел средника. П. ч. представлен немногими образцами, которые принадлежат иконостасам храмов, важных в церковном и общественном отношениях. К кон. 16 в. П. ч. имелся в иконостасах значительных храмов, прежде всего городских соборов, и состоял из полнофигурных изображений праотцев, ориентированных на центр ряда: этим центром стала икона Саваофа, сидящего на престоле с младенцем Христом в лоне и со Святым Духом. Иконы имели навершия в виде кокошников, а изображения херувимов и серафимов стали крепиться на этих кокошниках и на столбиках, разделявших иконы. В таком виде П. ч. стал типологической принадлежностью наиболее развитых иконостасов кон. 16 — сер. 17 в., а в дальнейшем, с широким распространением резных иконостасов, — принадлежностью тех из них, которые в своей структуре и сюжетном составе сохраняли установившуюся традицию. В таких иконостасах наличие всех других известных к этому периоду ярусов — деисусного, праздничного, праотеческого — было обязательным; пророки обычно изображались в полный рост, как и праотцы; средники деисусного, пророческого и праотеческого рядов образовывали смысловой стержень. Устанавливалась структурная иерархия, выражавшая созидание и торжество Церкви за образами Творца и патриархов в П. ч. следовали устроение ветхозаветной Церкви, пришествие в мир Христа, учреждение им новозаветной Церкви и образ самой Церкви (в других рядах иконостаса). В 19 —нач. 20 в. П. ч. сохранился в тех иконостасах, а также в особых изображениях на иконах и складнях, которые, по мысли их авторов и заказчиков, воспроизводили идеальный древнерусский иконостас.
|