ПРОТОРЕНЕССАНС
ПРОТОРЕНЕССАНС (от греч. ргo-tos — первый, лат. proto... — первый, первоначальный, ранний и фр. Renaissance — Возрождение) — термин, имеющий неоднозначное употребление в научной литературе и обозначающий у разных авторов различные художественные течения и культурно-исторические эпохи. Введен в употребление швейцарским историком Я. Буркхардтом (1867), так обозначившим антикизирующие (ориентирующиеся на античность) течения в романской архитектуре Италии 11—12 вв., представленные преимущественно памятниками инкрустационного стиля в Тоскане. Русский ученый В. Н. Лазарев (1956) объединил термином «П». разновременные художественные явления: антикизирующее течение в романской архитектуре Тосканы 11—12 вв. и творчество ряда живописцев и скульпторов Италии последних десятилетий 13 — нач. 14 в. (Джотто, Пьетро Каваллини, Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и др.). В. Н. Гращенков (1975) предложил обозначить термином «П». начальный, переходный период итальянского Возрождения, охватывающий 1260/1280—1410/1425 гг. и разделяющийся на два этапа. Первый (1260/1268 — ок. 1320), связанный с кардинальными сдвигами в социально-экономической и духовной жизни Италии, характеризуется, с одной стороны, дальнейшим развитием ан тикизирующих тенденций средневекового итальянского искусства и, с другой — утверждением нового представления о человеке и новых изобразительных принципов (особенно в живописи). Второй этап (после 1320 г.) отмечен более сложным развитием нового художественного мышления, взаимодействующего с проникающими в итальянское искусство этого времени элементами поздней готики. В литературе (творчество Дж. Боккаччо, Ф. Петрарки, Ф. Саккетти) и общественной мысли (гуманизм) этот период открывает Раннее Возрождение.
|