ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр. expressionisme, от expressio — выражение, выразительность) — направление в искусстве и литературе первых десятилетий 20 в., особенно ярко проявившееся в Германии и Австрии. Возникновение Э. в изобразительном искусстве связано с деятельностью дрезденского объединения художников «Мост», основанного в 1905 г. Эрнстом Людвигом Кирхнером, Эрихом Хеккелем, Карлом Шмидт-Ротлуфом и Фрицем Блайлем. Позднее к нему примкнули Эмиль Нольде, Макс Пехштайн, Отто Мюллер, некоторые иностранные художники. В поисках способов экспрессивного преобразования натуры эти мастера ориентировались на африканскую пластику, искусство немецкой готики, народное творчество. В их живописи натура деформируется, цвет приобретает экстатичность, краски ложатся тяжелыми массами. Участники «Моста» много работали в гравюре на дереве, стремясь возродить средневековую традицию. Некоторые особенности ксилографии (угловатые, рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влияние на стилистику их живописи. Другое объединение, относимое к Э., «Синий всадник», возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и Франца Марка. В него входили также Аугуст Макке, Пауль Клее, Алексей Явленский, Генрих Кампендонк, Альфред Кубин. В 1912 г. вышел альманах под тем же названием. Программные позиции объединения складывались под влиянием воззрений мистического толка. Стремясь к выражению трансцендентных сущностей и «внутренних закономерностей» природы, художники «Синего всадника» склонялись к отвлеченным красочным гармониям, к изучению структурных принципов формообразования. На этом пути Кандинский и Марк пришли к абстракционизму. В дальнейшем тенденции Э. проявились в творчестве Макса Бекмана, Отто Дикса, Оскара Кокошки, скульпторов Вильгельма Лембрука, Эрнста Барлаха. Это направление развивалось также в искусстве Норвегии (Эдвард Мунк), Бельгии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слейтерс). Понятию Э. нередко придается более широкий смысл, им обозначают совокупность разнообразных явлений в искусстве кон. 19 и 20 в., выражающих тревожное, болезненное мироощущение, присущее периодам социальных кризисов и беспокойств (в творчестве Винсента ван Гога, Джеймса Энсора, Марка Шагала и др.).
|
|
ЭДИКУЛА
ЭЙВАН
ЭКЛЕКТИЗМ
ЭКЛЕКТИКА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА
ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ
ЭКОРШЕ
ЭКСЕДРА
ЭКСЛИБРИС
ЭКСПЕРТИЗА
ЭКСПЛИКАЦИЯ
ЭКСПОЗИЦИЯ
ЭКСПОНАТ
ЭКСПОНЕНТ
ЭКСПРЕССИОНИЗМ
ЭКСПРЕССИЯ
ЭЛЛИНИЗМ
ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ АРКА
ЭМАКИМОНО
ЭМАЛЬ
ЭМБЛЕМА
ЭМПОРЫ
ЭНВАЙРОНМЕНТ
ЭНКАУСТИКА
ЭНТАСИС
ЭПИГРАФИКА
ЭПИСТИЛЬ
ЭПИЧЕСКОЕ
ЭРКЕР
ЭРРЕРЕСКО
ЭСКИЗ
ЭСКИЗНОСТЬ
ЭСТАМП
ЭСТЕТИЗМ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ЭСТИПИТЕ
ЭТИКЕТАЖ
ЭХИН
ЭТЮДНИК
|