Словарь терминов

А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
ЭКСПРЕССИОНИЗМ


ЭКСПРЕССИОНИЗМ (фр.
expres­sionisme, от expressio — выражение, выразительность) направление в искусстве и литературе первых деся­тилетий 20 в., особенно ярко проявив­шееся в Германии и Австрии. Возни­кновение Э. в изобразительном ис­кусстве связано с деятельностью дрез­денского объединения художников «Мост», основанного в 1905 г. Эрнстом Людвигом Кирхнером, Эрихом Хеккелем, Карлом Шмидт-Ротлуфом и Фрицем Блайлем. Позднее к нему примкнули Эмиль Нольде, Макс Пех­штайн, Отто Мюллер, некоторые иностранные художники. В поисках способов экспрессивного преобразо­вания натуры эти мастера ориенти­ровались на африканскую пластику, искусство немецкой готики, народное творчество. В их живописи натура деформируется, цвет приобретает экстатичность, краски ложатся тяже­лыми массами. Участники «Моста» много работали в гравюре на дереве, стремясь возродить средневековую традицию. Некоторые особенности ксилографии (угловатые, рубленые формы, упрощение контура, резкие тональные контрасты) оказали влия­ние на стилистику их живописи. Другое объединение, относимое к Э., «Синий всадник», возникло в 1911 г. в Мюнхене по инициативе Василия Кандинского и Франца Марка. В него входили также Аугуст Макке, Пауль Клее, Алексей Явленский, Генрих Кампендонк, Альфред Кубин. В 1912 г. вышел альманах под тем же названием. Программные позиции объединения складывались под влия­нием воззрений мистического толка. Стремясь к выражению трансценден­тных сущностей и «внутренних зако­номерностей» природы, художники «Синего всадника» склонялись к от­влеченным красочным гармониям, к изучению структурных принципов формообразования. На этом пути Кандинский и Марк пришли к аб­стракционизму. В дальнейшем тен­денции Э. проявились в творчестве Макса Бекмана, Отто Дикса, Оскара Кокошки, скульпторов Вильгельма Лембрука, Эрнста Барлаха. Это на­правление развивалось также в искус­стве Норвегии (Эдвард Мунк), Бель­гии (Констан Пермеке), Голландии (Ян Слейтерс). Понятию Э. нередко придается более широкий смысл, им обозначают совокупность разнообраз­ных явлений в искусстве кон. 19 и 20 в., выражающих тревожное, болез­ненное мироощущение, присущее пе­риодам социальных кризисов и бес­покойств (в творчестве Винсента ван Гога, Джеймса Энсора, Марка Шага­ла и др.).

ЭДИКУЛА ЭЙВАН ЭКЛЕКТИЗМ ЭКЛЕКТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭСТЕТИКА ЭКОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ЭКОРШЕ ЭКСЕДРА ЭКСЛИБРИС ЭКСПЕРТИЗА ЭКСПЛИКАЦИЯ ЭКСПОЗИЦИЯ ЭКСПОНАТ ЭКСПОНЕНТ ЭКСПРЕССИОНИЗМ ЭКСПРЕССИЯ ЭЛЛИНИЗМ ЭЛЛИПТИЧЕСКАЯ АРКА ЭМАКИМОНО ЭМАЛЬ ЭМБЛЕМА ЭМПОРЫ ЭНВАЙРОНМЕНТ ЭНКАУСТИКА ЭНТАСИС ЭПИГРАФИКА ЭПИСТИЛЬ ЭПИЧЕСКОЕ ЭРКЕР ЭРРЕРЕСКО ЭСКИЗ ЭСКИЗНОСТЬ ЭСТАМП ЭСТЕТИЗМ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТА­НИЕ ЭСТИПИТЕ ЭТИКЕТАЖ ЭХИН ЭТЮДНИК

версия для печати