Лекция «Искусство крестоносцев в Святой земле» в рамках проекта «Русские Пропилеи» НИИ РАХ. 2024 г.
Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств приглашает на цикл лекций в рамках проекта «Русские Пропилеи. Из истории мирового искусства», которые пройдут в 2024 году в комнате № 8 НИИ (Москва, Пречистенка, 21). Лекции охватывают историю живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного и народного искусства всех веков и народов от первобытной эпохи до начала XXI века. В проекте участвуют ведущие научные сотрудники НИИ РАХ, обладающие большим опытом научно-исследовательской, педагогической и художественно-критической работы. Просветительский цикл может быть интересен студентам и педагогам художественных вузов, лицеев, училищ и школ, искусствоведам, художникам и любителям искусства.
27 февраля 2024 года, 13:00-14:30. Лекция «Светокинетическая инсталляция в искусстве ФРГ».
Лектор: Евгения Валерьевна Орлова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Анонс: Светокинетическое искусство – это яркая и интересная форма творчества, которая в искусстве Запада последних десятилетий ХХ века получила большую популярность, и масштаб распространения. Искусство, связанное с художественными экспериментами в области световой кинетики, объединило многих разноплановых мастеров. Разнообразные способы воплощения арт-объектов обусловили постановку важных вопросов: истоки и тенденции развития световой кинетики, её взаимосвязь с художественной акцией, новые материалы и технологии, роль личности художника в процессе создания арт-объекта. Отдельные эксперименты в области световой кинетики можно обнаружить в искусстве Джона Кейджа, Нам Джун Пайка, Йозефа Бойса, Ива Клена и многих других мастеров, которые получили в ФРГ широкую известность благодаря своему новаторству. Последовательное и целеустремленное обращение к светокинетическому искусству продемонстрировали художники группы «ЗЕРО». Отто Пине, Хайнц Мак, Гюнтер Юккер представляли свои лучезарные инсталляции под музыку, и разыгрывали театрализованные световые спектакли. Со временем мастера «ЗЕРО» вышли на открытое урбанистическое и ландшафтное пространство. Они стали авторами больших многолетних проектов: Хайнц Мак устанавливал «серебряные» конструкции в пустыне Сахара; Отто Пине работал над проектом «Sky-events» («небесные события») в Америке; Гюнтер Юккер создавал гвоздевые «картины» во время своего путешествия на Восток. Художественная программа группы «ЗЕРО», объединившая небо, воду, свет, и музыку, была связана с мечтой о ландшафте Будущего. Многие тенденции искусства «ЗЕРО» нашли продолжение в искусстве художников последующих поколений.
5 марта 2024 года, 13:00-14:30. Лекция «”Школа Маккьяйолли” и ее значение в искусстве Италии XIX века».
Лектор: Елена Дмитриевна Федотова, доктор искусствоведения, академик Российской академии художеств, заведующий отделом зарубежного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Анонс: Мастера флорентийского художественно-выставочного объединения «Школа Макьяйоли» (итал. – «Scuola Macchiaoli») принадлежат к ведущим живописцам Италии эпохи Отточенто. Их творчество наиболее полно отразило процесс формирования романтических тенденций в искусстве Италии в 1860–1870-е годы, то есть на завершающем этапе Рисорджименто, как называют длительный период борьбы итальянского народа за свое освобождение и объединение страны. На родине и за рубежом снискали широкое признание Джованни Фаттори, Сильвестро Лега, Телемако Синьорини, Адриано Чечони, Орацио Боррани, Джузеппе Аббати, Винченцо Кабьянка, Гульэльмо Чиарди, Рафаэлло Сернези, Кристиано Банти, Джованни Больдини, Джузеппе Де Ниттис, Федерико Дзандоменеги, Серафино Де Тиволи. Все созданное ими прочно вошло в историю итальянского классического искусства и историю европейского искусствознания.
4 апреля 2024 года, 13:00-14:30. Лекция «Новая вещественность. Культура Германии 1920 - начала 1930-х годов».
Лектор: Анастасия Юрьевна Королева, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительного искусства Российской академии художеств, декан факультета искусствоведения Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.
Анонс: Искусство новой вещественности принадлежит к числу чрезвычайно поверхностно знакомых российской публике художественных феноменов. Неразрывно связанное с историей Веймарской республики (1919–1933), оно несет отпечаток «блеска и нищеты», двух главных характеристик эпохи «ревущих двадцатых». Это искусство, закрепившее за собой название знаменитой выставки 1925 года, лишено четких терминологических границ. Они размываются от узкой группы художников–участников выставки до всякого фигуративного искусства 1920 – 1930-х годов, от собственно искусства изобразительного до архитектуры, кинематографа и литературы. Несколько направлений, составляющих разные линии развития искусства новой вещественности, дополняют друг друга, составляя яркий образ эпохи. Собранные вместе, они свидетельствуют о самоощущении человека того времени. Это довольно спорное по своей сущности искусство, идейно противопоставившее себя экспрессионизму, сделавшее ставку на реалистичность, а порой и неприкрытый натурализм изображаемого, имеет большое количество интертекстуальных смыслов и оборачивается на поверку сложным семантическим явлением, прочтение которого требует не только понимания исторического и социокультурного фона эпохи, но и хорошего знания истории искусств. Современные исследователи относят к кругу художников новой вещественности наряду с «веристами» Г. Гроссом, О. Диксом, Г. Шольцем и «неоклассицистами» А. Канольдом, К. Шадом, Г. Шримпфом также и членов коммунистических группировок художников: О. Нагеля, О. Грибеля, мастеров, близких к сюрреализму: Р. Эльце, Ф. Радзвилла, и будущих лидеров тоталитарного искусства: В. Пейнера и многих других. Лекция посвящена истории направления, терминологическим и художественным границам явления, разнообразию его содержательного и формального наполнения, его проявлениям в других видах искусств.
8 августа 2024 года, 13:00-14:30. Лекция «Британская скульптура ХХ века».
Лектор: Елена Владимировна Игумнова, кандидат искусствоведения, ст. научный сотрудник отдела зарубежного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Анонс: В начале 1900-х годов казалось, что британской скульптуры как явления не существует. Через сто лет, к концу XX века скульптура Великобритании стала восприниматься не периферийным явлением, а лидером глобального художественного процесса, отразив в своей эволюции ведущие направления пластического искусства. Произведения Джейкоба Эпстайна, Генри Мура, Барбары Хепворт, Энтони Каро, Рейчел Уайтрид, Аниша Капура, Энтони Гормли стали известны не только критикам, но и широкой публике, засвидетельствовав значимую роль британских скульпторов в развитии этого вида искусства. В течение ХХ века изменились подходы и технические приемы, поменялись и сами материалы, с которыми работают скульпторы. От бронзовых статуй неоклассицизма и натурализма до абстрактных композиций без пьедесталов, многосоставных инсталляций, объектов из пластика и вторсырья – британская скульптора за столетие прошла большой путь, отразив важнейшие художественные течения ХХ века и создав особые линии развития пластического искусства.
22 ноября 2024 года, 13:00-14:30. Лекция «Искусство крестоносцев в Святой земле».
Лектор: Ольга Евгеньевна Этингоф, доктор искусствоведения, главный научный сотрудник отдела зарубежного искусства Научно-исследовательского института теории и истории изобразительных искусств РАХ.
Анонс: XII век – период владычества крестоносцев на Святой земле и период существования Латинского королевства Иерусалима, созданного в 1099 году и просуществовавшего до 1187 года. Латинские короли и королевы, занимавшие его престол, неизменно поддерживали контакты с Византийской империей, в частности с императором Мануилом I и восточнохристианской Церковью. Благодаря этому на Святой земле сложилась многогранная художественная культура, в которой выступали местная сиро-палестинская, западноевропейская и византийская составляющие. Возникшие в её ареале произведения искусства стали исследоваться относительно недавно, в середине XX века. Один из центральных памятников этого искусства – Базилика Рождества Христова в Вифлееме, построенная в IV веке при императоре Константине Великом, одно из важнейших святилищ христианского мира. На стенах храма и в крипте сохранился уникальный ансамбль мозаик, созданных с середины 1150-х до 1169 года. В 2015–2019 годах итальянскими специалистами была предпринята масштабная реставрация мозаичной декорации базилики. Впервые за почти тысячу лет мозаики на стенах храма и росписи на колоннах были расчищены. Стиль мозаик в целом ориентирован на византийское искусство, но также в нем проявляются элементы сиро-палестинской и западноевропейской традиций, тогда как росписи на колоннах особенно близки западноевропейскому искусству. Очевидно, что в работе над декоративным убранством храма участвовала артель из нескольких художников разного происхождения и разной выучки. В дополнение к мозаично-фресковому ансамблю Базилики Рождества как памятника монументальной живописи в лекции рассмотрены создававшиеся в тот же и следующий периоды иконы и иллюминированные рукописи, свидетельствующие о том, что искусство крестоносцев в Иерусалимском королевстве продолжало развиваться и после падения самого королевства, в XIII веке.
Дополнительная информация: тел.: +7(495)637-31-76, e-mail: events.niirah@yandex.ru, НИИ РАХ.