Конференция «Советское искусство на переломе: от 1960-х к 1980-м. К 60-летию выставки “30 лет МОСХ” в московском “Манеже”» в РАХ

 

Отделение искусствознания и художественной критики, Отделение живописи Российской академии художеств и Московское отделение ВТОО «Союз художников России» приглашает историков искусства, арт-критиков, художников, философов, сотрудников музеев принять участие в работе научной конференции на тему: «Советское искусство на переломе: от 1960-х к 1980-м. К 60-летию выставки “30 лет МОСХ” в московском “Манеже”», которая состоится 2 июня 2022 года в Белом зале РАХ и 3 июня 2022 года в Зале заседаний НИИ РАХ (Москва, Пречистенка, 21). Мероприятие пройдет в смешанном формате, предполагается проведение прямой трансляции заседания на YouTube-канале РАХ.

Шестидесятники, которых часто называют «детьми XX съезда КПСС» и поколением «оттепели», сыграли решающую роль в судьбе России второй половины XX – начала XXI веков. Поколение интеллигенции, родившееся между 1922–1940 годами, внесла в жизнь и культуру страны порыв к свободе, приверженность гуманизму и демократии, стремление построить в Стране Советов «социализм с человеческим лицом». В ряду таких незабываемых событий культурной жизни России, как знаменитые поэтические вечера в Политехническом музее, рождение театра «Современник» О. Ефремова и «Театра на Таганке» Ю. Любимова, расцвет авторской песни Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, стоит и зарождение в изобразительном искусстве «сурового стиля», ярко проявившее себя на знаковой для 1960-х годов выставке в московском «Манеже», посвященной 30-летию МОСХ. Цель конференции – обсуждение фундаментальных проблем развития изобразительного искусства России во второй половине XX – начала XXI веков, определение места творческого наследия художников-шестидесятников разных направлений в истории страны.


ПРОГРАММА КОНФЕРЕНЦИИ

2 июня 2022 года, Белый зал РАХ
Дневное заседание 10:30-14:30
Модератор: Н.В. Геташвили

Вступительное слово:
Швидковский Дмитрий Олегович, вице-президент Российской академии художеств, президент Российской академии архитектуры и строительных наук, ректор МАрхИ
Калинин Виктор Григорьевич, первый вице-президент Российской академии художеств, Заслуженный художник РФ
Кочемасова Татьяна Александровна, вице-президент Российской академии художеств
Золотов Андрей Андреевич, вице-президент Российской академии художеств, Заслуженный деятель искусств РСФСР

Флорковская Анна Константиновна, доктор искусствоведения, профессор, МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ, член-корреспондент Российской академии художеств (Москва)
От 1960-х к 1980-м. Советское искусство на сломе эпохи

Евсевьев Михаил Юрьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории русского искусства Санкт-Петербургского государственного университета (Санкт-Петербург) Воспоминания М.Н. Яблонской как исторический источник для корректировки замысла, характера и значения выставки «30 лет МОСХ»

Неменская Лариса Александровна, кандидат философских наук, профессор, заместитель руководителя Управления непрерывного художественного образования ГБОУ ГМЦ ДОНМ, Почетный член Российской академии художеств (Москва)
Картина Б. Неменского «Безымянная высота» в экспозиции выставки «30 лет МОСХ». Развитие символического образа в живописи народного художника РФ Б. Неменского

Иогансон Борис Игоревич, кандидат искусствоведения, директор Государственного музея-заповедника С.А. Есенина, Почетный работник культуры и искусства Рязанской области (Москва)
Роль секции критики и искусствознания в истории МОСХа в 1960-х – 1980-х годах

Иванов Сергей Васильевич, кандидат экономических наук, независимый исследователь, член Ассоциации искусствоведов (АИС) (Санкт-Петербург)
Хрущев – Манеж – До Востребования. Идеология и прагматизм взаимоотношений государства и искусства в СССР начала 1960-х

Сарабьев Алексей Викторович,
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва)
Историко-художественный контекст «бруталитэ» на «Выставке в Манеже»

Геташвили Нина Викторовна, кандидат искусствоведения, заведующая кафедрой всеобщей истории искусства, профессор Российской академии живописи и зодчества Ильи Глазунова, Почетный член Российской академии художеств (Москва)
Борис Жутовский. Как один день

Томсон Ольга Игоревна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры русского искусства ФТИИ Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина, член-корреспондент Российской академии художеств (Санкт-Петербург)
Полифонизм советской культуры 60-х годов ХХ века (на примере творчества В. Иванова, Э. Неизвестного, П. Никонова)

Орлов Сергей Игоревич, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, член-корреспондент Российской академии художеств (Москва)
Дерево, керамика, металл. Скульптура 1960-х – 1980-х годов

Вечернее заседание 15:00-18:00
Модератор: А.К. Флорковская

Чудецкая Анна Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории и истории искусства РГГУ (Москва)
«Живопись превыше всего». О художниках группы «Девятка»

Волкова Светлана Викторовна, искусствовед, ведущий научный сотрудник Музея-заповедника «Абрамцево» (Москва)
О реализме без берегов, или абрамцевская версия «Девятки»

Ментюкова Ольга Константиновна, заведующая научно-информационным сектором Отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи (Москва)
Записи в гостевых книгах А.Р. Брусиловского, Г.Д. Костаки и М.Я. Гробмана как способ неформальной коммуникации в творческой среде 1960-х – 1970-х годов

Мамонова Ирина Геннадьевна, кандидат искусствоведения, преподаватель истории искусства, доцент, Факультет искусств, Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)
Искусство, обращенное к зрителю эпохи НТР: графика и интеллектуальная живопись Августа Ланина (1925-2006)

Логвинова Евгения Владимировна, историк искусства, галерист; член Санкт-Петербургского Союза художников, Творческого Союза художников России, Ассоциации искусствоведов (АИС) (Санкт-Петербург)
Живопись 1960-х в новейшей историографии ленинградской школы

Подлипенцева Ксения Игоревна, аспирант Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина; специалист 1-й категории Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями (Санкт-Петербург)
Сопряжение линий. Традиции Серебряного века и неофициальное искусство Ленинграда и Саратова

Федорова Мария Владиславовна, заслуженный художник России, академик Российской академии художеств (Москва)
Суриковцы Тамара Осипова и Владислав Фёдоров: Путь в искусстве. Свобода выбора

Рыжкина Елизавета Николаевна, и.о. декана факультета Дизайн МГХПА им. С.Г. Строганова (Москва)
Рыжкин Александр Николаевич, доцент кафедры Академического рисунка МГХПА им С.Г. Строганова (Москва)
Парадокс нонконформизма в творчестве В.Н. Горяев

3 июня 2022 года, Зал заседаний НИИ РАХ
Дневное заседание 10:30-14:30
Модератор: Е.О. Романова

Резникова Ольга Иосифовна, Брянский государственный университет имени академика И. Г. Петровского (Брянск)
Верность великим традициям. К вопросу о творческом наследии Братьев Ткачёвых

Овчинникова Лилия Ивановна, кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник, Томский областной художественный музей (Томск)
Художники Сибири на пути к «суровому стилю»

Чимитов Вячеслав Николаевич, старший научный сотрудник, хранитель коллекции «Искусство Сибири и Дальнего Востока XX – начала XXI вв.», ГАУК НСО «Новосибирский государственный художественный музей»; аспирант ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова» (Новосибирск)
Николай Грицюк и сообщество «своих»: к вопросу об истоках формирования мотива дружеского разговора в позднем творчестве художника

Чебодаева Маина Петровна, кандидат искусствоведения, научный сотрудник, Хакасский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории (Абакан, Республика Хакасия)
Развитие станковой живописи в Хакасии (1960–1980)

Кобер Ольга Ивановна, Оренбургский государственный университет, доцент кафедры архитектуры, член Союза художников России, член ассоциации искусствоведов (АИС) (Оренбург)
О роли художников-«шестидесятников» в искусстве Оренбуржья

Ахметова Дина Ирековна (онлайн), главный научный сотрудник, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань)
Казанские «университеты» художника Игоря Вулоха на рубеже 1950-1960-х гг.

Ильясова Разиля Ирековна, старший научный сотрудник, Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан (Казань)
Обращение к художественным стилям прошлого в творчестве казанского художника-дизайнера Владимира Нестеренко (1970-1980-е)

Мартынова Дарья Олеговна, ассистент, Институт Истории Санкт-Петербургского государственного университета; преподаватель Санкт-Петербургской академии художеств имени Ильи Репина (Санкт-Петербург)
Искусство Эстонской ССР в 1950–1970-е года

Стекольщикова Ольга Владимировна, старший научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи, аспирант МГАХИ им. В.И. Сурикова при РАХ (Москва)
Древнерусская архитектура в живописи конца 1950-х – 1960-х годов. Проблема традиционного художественного образа в эпоху оттепели

Вечернее заседание 15:00-18:00
Модератор: В.А. Лагутенкова

Бахтияров Руслан Анатольевич (онлайн), кандидат искусствоведения, доцент Центра инновационных образовательных проектов, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица (Санкт-Петербург)
«Суровый стиль» и пути развития исторического жанра в ленинградской живописи второй половины 1950-х – начала 1960-х годов

Андреева-Пригорина Екатерина Николаевна, хранитель коллекции, Галерея «Арт.Собрание», член Ассоциации искусствоведов (Москва)
«Рефлекторная дуга». Юлий Ведерников (1943–2013) – Василий Ситников (1915–1987). Диалог сквозь время

Марц Людмила Викторовна, историк искусства, Заслуженный работник культуры, член-корреспондент Российской академии художеств, заведующий Отделом скульптуры ХХ века Государственной Третьяковской галереи (1980–2016), член ВТОО «Союз художников России», член Ассоциации искусствоведов (АИС) (Москва)
Второе рождение шедевра: К обретению скульптуры А. Пологовой «Материнство» (1960)

Соколов Георгий Алексеевич (онлайн), Государственный Эрмитаж, младший научный сотрудник, хранитель коллекции русской альбомной графики, рисунка и миниатюры (Санкт-Петербург)
Искусство Евгения Михнова-Войтенко: театральные истоки и театрализированные практики

Михайлова Татьяна Викторовна, искусствовед, консультант Отделения театрально- и кинодекорационного искусства, член-корреспондент Российской академии художеств (Москва)
Сценография «семидесятников». От Всесоюзной выставки произведений художников театра, кино и телевидения 1967 года до одноименной выставки 1979 года в Манеже

Безенкова Мария Викторовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения, ВГИК им. С.А. Герасимова (Москва)
Новый изобразительный язык советского кинематографа «оттепели»: документальная образность героя и пространства

Шклярук Александр Федорович, искусствовед, художественный критик, член Творческого Союза художников России, МОА «Союз дизайнеров», почетный член Российской академии художеств (Москва)
Советский киноплакат 1960-х годов. Обновление художественного языка и становление новой стилистики

Рымшина Елена Николаевна, хранитель I категории Отдела графики XVIII – начала ХХ века, Государственная Третьяковская галерея (Москва)
«Искусство памяти» в российском плакате 1980-х годов

Лагутенкова Вера Анатольевна, кандидат искусствоведения, МГХПА им. С.Г. Строганова, доцент кафедры академической живописи; куратор молодежных и междисциплинарных проектов ВТОО «СХР», член-корреспондент РАХ (Москва)
Другие «суровые». Обновление пластического языка московской живописи второй половины XX – первого двадцатилетия XXI века

По материалам конференции планируется издание в 2022 году коллективной научной монографии.

Дополнительная информация: e-mail art-rah@mail.ru, mail@mocx.su тел. +7 (495) 637-56-33
Фото: Александр Шклярук для rah






версия для печати