Видеолекция Юлии Ревзиной «Архитектура храмов эпохи итальянского Ренессанса и неоренессанс XIX века»
Отделение искусствознания и художественной критики Российской академии художеств приглашает на лекцию члена РАХ, кандидата искусствоведения, профессора Юлии Евгеньевны Ревзиной на тему: «Архитектура храмов эпохи итальянского Ренессанса и неоренессанс XIX века». 14 июня 2021 года (понедельник), начиная с 17:00, видеозапись лекции будет доступна на сайте РАХ (в этой новости), а также на YouTube-канале Российской академии художеств.
Эпоха итальянского Ренессанса стала во многих отношениях отправной точкой для развития европейской классической традиции Нового и Новейшего времени, подарив этим эпохам новую интерпретацию наследия античности. Гуманистические идеалы, возрождение античного наследия, сотворение нового пространственного образа мира стало основанием архитектуры итальянского Ренессанса.
Одной из важнейших сфер, в которой ренессансные гуманистические идеалы обретали свой зримый образ, был храм. Поэтому храм стал одним из ярчайших воплощений нового строя архитектуры итальянского Ренессанса. Именно храму посвящена настоящая лекция, которая отражает содержание главы «Дом Господа» в недавно вышедшей монографии Ю.Е. Ревзиной «История архитектуры Италии эпохи Возрождения».
В лекции рассматриваются источники образа храма итальянского Ренессанса, среди которых образ Господа, сформулированный приверженцами неоплатонизма (Марсилио Фичино: «Бог – духовная сфера, центр которой повсюду, а окружность – нигде»). Другой источник образов – это античное наследие, из которого черпались конкретные формы, подвергавшиеся интерпретации в процессе осмысления образа Бога и мира, происходившего в эпоху Ренессанса. Важнейшей основой для объединения смыслов, заложенных в символике христианского храма и идее возрождения античности было особое ренессансное чувство формы, которое прекрасно выражено в словах Леонардо да Винчи: «Здание обязательно требует возможности обзора со всех сторон, дабы продемонстрировать свою истинную форму».
Этот идеал «истинной формы», столь близкий архитектурной мысли эпохи Ренессанса, нашел воплощение в образе центрического храма, прообразами которого был и Пантеон в Риме, и баптистерий Сан Джованни во Флоренции.
Символические, стилистические, объемно-пространственные решения, характерные для архитектуры итальянского Ренессанса, рассматриваются на примерах таких важнейших памятников архитектуры, как купол Флорентийского собора и капелла Пацци Филиппо Брунеллески, Темпьетто Браманте, собора святого Петра в Риме и множества гораздо менее известных памятников. Все они сыграли не менее важную роль в формировании образа храма эпохи Ренессанса, затем эпохи классицизма, а также в период неоренессансного движения XIX века, романтически возродившего образы легендарных XV-XVI столетий в Европе и России.